Ровно год прошел со спецоперации в Панкиси, в ходе которой был смертельно ранен 19-летний Темирлан Мачаликашвили. Спустя две недели, 10 января 2018 года, он скончался в больнице. С требованием наказать виновных сегодня в Тбилиси прошли две акции протеста. Сегодня же семью Мачаликашвили ознакомили с результатами комплексной экспертизы, которая, по словам адвоката, в корне расходится с выводами, сделанными независимыми специалистами.
Семья Мачаликашвили и люди, поддерживающие их, сегодня вновь собрались у здания парламента. Их бессрочный протест длится уже не первый месяц, но сегодня он приобрел иную форму. Люди, выстроившись в несколько рядов, постарались выразить свое отношение к происходящему без слов, молча. Сделали то же, что все это время делает власть, говорит отец убитого в ходе спецоперации Темирлана – Малхаз Мачаликашвили:
«Это очень тяжелый день для меня. И думаю, что не только для меня, но и для всей Грузии. Власть молчит. Молчит, потому что сегодня они, вероятно, обвиняют друг друга и задаются вопросом, почему они сделали это, почему совершили это ужасное преступление, убийство. Мы уже все поняли, что (добиться справедливости) в условиях этой власти не удастся. С сегодняшнего дня я буду делать все, чтобы донести информацию (о том, что произошло) в каждый уголок мира и добиться моей цели», – сказал Малхаз Мачаликашвили.
Your browser doesn’t support HTML5
Он настаивает: его 19-летнего сына смертельно ранили спящим, и называет спецоперацию, проведенную СГБ, терактом. Между тем, согласно официальной версии, она была направлена против лиц, связанных с группой террориста Ахмеда Чатаева, который был ликвидирован в ноябре 2017-го в Тбилиси, а спецназовец выстрелил в Мачаликашвили, когда тот попытался взорвать ручную гранату.
В связи с этим главный вопрос, на который должна была дать ответ комплексная экспертиза: в каком положении находился Темирлан Мачаликашвили во время выстрела? С результатами исследования, проведенного Национальным бюро экспертизы им. Левана Самхараули, сегодня ознакомили адвоката семьи Мачаликашвили – Мариам Кублашвили, и независимого эксперта Майю Николеишвили. По словам адвоката, Николеишвили и ее коллега Заза Алтунашвили еще несколько месяцев назад установили, что в момент выстрела Темирлан Мачаликашвили не успел поднять голову с подушки. Мариам Кублашвили пояснила, что не может говорить о деталях экспертизы, с которой ее ознакомили в Национальном бюро сегодня, т.к. сначала ее результаты должны быть переданы следствию. Впрочем, в общих чертах адвокат все же прокомментировала результаты, и из ее слов ясно, что они кардинально отличаются от тех, что были получены независимыми экспертами:
«Национальное бюро экспертизы не посмело сказать правду, потому что это (результаты экспертизы) важнейшее доказательство, которое должно было установить, что Темирлан не успел поднять головы. Вот это они и не посмели написать».
Центр по изучению и мониторингу прав человека тем временем призывает политические силы подключиться к процессу и требует создания временной следственной комиссии в парламенте. По словам его представительницы Тамты Микеладзе, сейчас сложно сказать, что может принести расследование депутатов, если его решат начать. Впрочем, в условиях, когда мы говорим, что перешли на парламентскую модель правления, говорим о возросшей роли парламента и прочем, дело Мачаликашвили должно стать своего рода тестом, который покажет, готов ли парламент действительно контролировать действия исполнительной власти, сказала Микеладзе:
«Именно потому, что в ходе текущего расследования мы не видим никаких результатов, сегодня мы требуем внести политический элемент в это дело. Мы обращаемся ко всем политическим группам парламента, к правящей, к оппозиционным партиям, требуем назначить встречи для проведения консультаций. Они должны встретиться с нами – с семьей Мачаликашвили, с его адвокатами, с лидерами панкисской общины и теми ее представителями, которые поддерживают это дело. Мы поделимся с ними критическими замечаниями, которые есть у нас по этому делу, мы попросим их создать временную следственную комиссию».
На данном этапе говорить о создании комиссии в парламенте – слишком рано, заявил представитель парламентского большинства, заместитель председателя комитета по юридическим вопросам Давид Матикашвили. Но он признал, что вопросы по этому делу существуют, и на них, по его словам, должно ответить следствие, которое пока еще не завершено.