Какие праздники в Абхазии самые популярные? Вне конкуренции Новый год – он по-прежнему на первом месте, а вот за второе можно побороться.
На мысль о сегодняшнем опросе меня навела информация, появившаяся в российских СМИ в преддверии Нового года. В ней рассказывалось о результатах опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Отвечая на вопрос: «Какие праздники вы отмечаете?», 96% опрошенных назвали Новый год, а 95% – День Победы 9 Мая. Международный женский день 8 Марта отмечают 88% россиян, День защитника Отечества 23 февраля – 89%. Православные Пасху и Рождество назвали 82% и 77% соответственно. Далее расположились: 1 Мая – 63% опрошенных, День России 12 июня – 54%, День народного единства 4 ноября – 42%, День святого Валентина 14 февраля – 27%, День космонавтики 12 апреля – 26%.
Ну, а как оно, интересно, в Абхазии? Поскольку у нас нет института, подобного ВЦИОМу или Левада-центру, который занялся бы опросом тысяч респондентов, провести идентичное исследование не представляется возможным. Да это, думаю, и не нужно. Я решил упростить задачу и обратился к нескольким представителям абхазского общества с просьбой назвать пять, на их взгляд, наиболее популярных праздников в Абхазии – в порядке убывания популярности. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы получить представление о том, каковы самые главные и значимые праздники в Абхазии. Но предварю ответы моих респондентов несколькими замечаниями. «Мужского праздника» 23 февраля, который занял в России почетное четвертое место по популярности наверняка из-за своей парности с женским 8 Марта, отмечаемым через две недели, в Абхазии попросту нет. Зато есть день Победы и Независимости 30 сентября, воспринимаемый в обществе как самый главный государственный.
Your browser doesn’t support HTML5
Итак, вот в какой последовательности расположила для себя по значимости отмечаемые в Абхазии праздники сотрудница госкомпании «Абхазстрой» Илана Казанба:
«Первое – это Новый год. Потом идет день Победы и Независимости. Потом – Православная Пасха. Потом идет Ажьырныхуа – день обновления мира. И Нанхуа – 28 августа».
Сотрудник Союза журналистов Абхазии Зураб Аргун ответил так:
«Первое место занимает Новый год. И старый Новый год - Ажьырныхуа. Второе место – Пасха. Третье место – день Победы и Независимости. Четвертое – день Успенья Пресвятой Богородицы – Нанхуа. И пятое – День Победы 9 мая».
Тут надо уточнить, что Зураб Аргун фактически назвал не пять, а шесть праздников, объединив в один два разных, ибо праздник Ажьырныхуа – День сотворения (обновления) мира 14 января, который стал в независимой Абхазии праздничным выходным днем, просто совпадает со старым Новым годом (по юлианскому календарю), который все советские и постсоветские десятилетия неофициально отмечался и отмечается в других краях.
Народный поэт Абхазии Мушни Ласурия расположил наиболее значимые для себя праздники следующим образом: «1. Православное Рождество 7 января; 2. Православная Пасха; 3. День Победы 9 Мая; 4. День Победы и Независимости 30 сентября; 5. Новый год».
Директор фотостудии Владимир Попов: «1. Новый год. 2. День Победы и Независимости 30 сентября; 3. Международный женский день 8 Марта; 4. День Труда 1 Мая; 5 День Победы 9 Мая».
Педагог абхазского языка Мадина Шларба расставила приоритеты так: «1. День Победы и Независимости 30 сентября; 2. Православная Пасха; 3. Новый год; 4. День Победы 9 Мая: 5. Международный женский день 8 Марта».
Главврач Сухумской городской больницы Вячеслав Абухба: «1. Новый год. 2. День Победы и Независимости 30 сентября; 3. Ажьырныхуа – День сотворения (обновления) мира 14 января; 4. Международный женский день 8 Марта; 5. Православная Пасха».
Мне кажется, что именно Вячеслав Абухба оказался ближе всех к наиболее распространенному в Абхазии восприятию самых значимых и популярных праздников; я бы только поменял местами Пасху и 8 Марта.
Если же сравнить итоги моего опроса и опроса ВЦИОМ, то прежде всего бросается в глаза: на месте лидирующей в России пары «Новый год, 9 Мая» в Абхазии своя лидирующая пара – «Новый год, 30 сентября». Думаю, что и в позднесоветское время тоже была такая пара главных праздников – народный, семейный Новый год и официальный, организуемый властными структурами 7 ноября – день годовщины Великого Октября. Хотя, по моим воспоминаниям, октябрьские праздники намного уступали по популярности новогодним.
В чем были причины особого отношения к Новому году в позднесоветские времена, почему тогда многие называли его в СМИ, без оглядки на властные структуры, своим любимым праздником? Наверное, потому, что это была отдушина для человека, уход от набившей оскомину идеологии. И по сию пору праздник этот привлекает тем, что он планетарный, единый для людей всех континентов, религиозных и политических воззрений, цветов и оттенков кожи. И даже в Китае, где есть свой Новый год, по Восточному календарю, отмечаемый позднее, 1 января все равно встречают как время всеобщего изменения даты. И даже на Западе, где более пышно празднуется чуть ранее Рождество. А еще эта новогодняя магия, когда нужно обязательно всем поднять бокалы в одно время – в 12 ночи, когда приходит Дед Мороз или Санта Клаус, отраженная, в частности, во множестве кинофильмов в самых разных странах...
Причем я не случайно написал «позднесоветские времена», а не «советские». Ибо в 1929 году Сталин оставил в СССР только два праздника – 7 ноября и 1 мая. Только в середине тридцатых ввели послабление и разрешили снова наряжать новогоднюю елку. Но еще долго, до шестидесятых, 1 января оставалось рабочим днем. Сегодня же в России – другая крайность, когда выходные дни растянулись чуть ли не до середины января. Как и в Абхазии, где вот уже четверть века праздничные выходные дни – 7 и 14 января. И если скромность советского быта естественным образом ограничивала новогодние застольные излишества, то ныне даже люди со скромным достатком, повинуясь стадному инстинкту, сметают в конце декабря с прилавков все самые лучшие продукты питания, чтобы заставить новогодний стол блюдами в два этажа.
Но глупостью, убежден, является любая крайность. То, что многие превратили новогодье в обжираловку и беспробудное пьянство, еще не повод ненавидеть этот праздник. В той же России далеко не все воспринимают новогодние «каникулы» как разрешенный государством запой, а отправляются, скажем, в турпоездки. Кому банковская карта не позволяет Мальдивы, едет, скажем, в Абхазию и наслаждается теплом и видом пальм, прогуливаясь по набережной. А в Абхазии нередко едут в соседнюю Красную Поляну и мечтают, что и у нас когда-нибудь появятся свои горнолыжные курорты.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия