НПО «Демократическая инициатива Грузии» совместно с гражданином Эдуардом Марикашвили внесли иск в Конституционный суд касательно определенных положений новой пенсионной системы. Какие именно аспекты идут вразрез с Конституцией, по мнению НПО, и почему?
Авторы иска выделяют три спорных, по их мнению, положения новой пенсионной системы. Первое – это механизм обязательного участия для людей до 40 лет – другими словами, отсутствие выбора. Здесь все просто, говорит Эдуард Марикашвили: государство не должно решать за нас, как распоряжаться нашим имуществом. Он и НПО «Демократическая инициатива Грузии» ссылаются на 19-ю статью Конституции, в которой речь идет о праве граждан на собственность:
«Государство говорит нам: для вашего благосостояния ваше имущество должно быть ограничено, чтобы у вас, мол, была обеспеченная старость. Но здесь есть проблема: ограничивать это право, согласно Конституции, является приемлемым только в том случае, если это служит общественным целям, а не обеспечению благополучия конкретного человека. Другими словами, ограничение твоей собственности для твоего же блага не является оправданным согласно Конституции».
Your browser doesn’t support HTML5
Помимо этого, истцы полагают, что новая пенсионная система носит дискриминационный характер. По словам Эдуарда Марикашвили, здесь речь идет об 11-й статье Конституции – т.е. праве на равенство. Формула, взятая в основу новой пенсионной системы, выглядит так: 2+2+2. Это значит, что ежемесячно 2% от заработной платы на своей пенсионный счет вносит сам гражданин, 2% – работодатель, а еще 2% – государство. Если, к слову, педагог получает 500 лари в месяц, а некий сотрудник банка 5000 лари, то государство будет обязано отчислять, соответственно, 10 лари одному и 100 лари второму ежемесячно.
«Средства из бюджета должны распределяться равномерно. Государство должно равноценно относиться к равным людям. В этой модели сумма, которую отчисляет государство, привязана к доходу гражданина», – говорит Марикашвили.
Другими словами, может получиться так, что человек, который к выходу на пенсию не будет нуждаться в помощи, получит от государства большую сумму, чем те люди, которым эта финансовая поддержка необходима.
И, наконец, третий аспект, который, как и первый, касается права на собственность. Правда, в данном случае речь идет не о трудоустроенном, а о нанимателе:
«Несмотря на то что в новую редакцию Конституции прямо вписали, что пенсионный взнос не является налогом, по факту, на наш взгляд, он именно такой характер и носит. Потому что наниматель вносит эту сумму (2%) не для себя, а для других, и выплата эта вносится вынужденно».
Новая пенсионная система заработала с первого января этого года. Люди, которым на момент 6 августа 2018 года не было 40 лет, не могут отказаться от участия в программе. Те, кому больше 40, – при желании смогут сделать это через три месяца. Директор пенсионного агентства Леван Сургуладзе заверяет граждан, что «пенсионные сбережения более защищены, чем их другие активы, такие как, к примеру, дом, машина, деньги в банке». Каждый может контролировать свой счет в онлайн-режиме:
«Пенсионные сбережения, находящиеся на вашем индивидуальном счету, являются вашей безусловной собственностью. Снять их в стандартной ситуации можно будет по достижении пенсионного возраста (мужчины – 65 лет, женщины – 60 лет). Вы обращаетесь в агентство, и на основании этого заявления мы из данных о средней продолжительности жизни, которая будет зафиксирована на тот момент (сегодня это 72 года для мужчин и 75 лет для женщин), вычтем ваш возраст. Это будет, к слову, 10 или 15 лет. Та сумма, которая будет собрана на вашем счету и будет распределена на соответствующее количество месяцев. Впрочем, есть и другие случаи. К примеру, если человек получит статус лица с ограниченными возможностями, тогда он в любом возрасте может снять всю сумму со счета».
Между тем НПО «Демократическая инициатива Грузии» и Эдуард Марикашвили выступают с ходатайством приостановить действие новой пенсионной системы на время, пока Конституционный суд будет рассматривать иск. Максимальный срок, который есть у КС для того, чтобы принять решение по поводу ходатайства, и, собственно, будет ли вообще данный иск принят в производство, – это девять месяцев.