Новый 2019 год начался для «Грузинской мечты» с внутрипартийного кризиса. Пресловутый вопрос «судейского списка», ставший причиной или, как отмечают некоторые наблюдатели, поводом для демарша «тяжеловеса» правящей команды – Эки Беселия – перерос в нечто большее. Многие эксперты считают, что первопричины проявившегося конфликта в правящей команде гораздо глубже.
«Грузинская мечта» вступила на путь реорганизации или, как отмечают некоторые наблюдатели, чистки рядов правящей партии от несогласных с генеральной линией отца-основателя. Даже если эти несогласные стояли вместе с Бидзиной Иванишвили у истоков нынешней партии власти. Список кандидатов в Верховный суд, вызвавший резкую критику со стороны уже бывшего председателя юридического комитета высшего законодательного органа Эки Беселия, стал тем камнем, о который споткнулась правящая команда.
Your browser doesn’t support HTML5
Открытый демарш одной из наиболее влиятельных представительниц «Грузинской мечты» с громким уходом с должности не мог остаться незамеченным – то, что в правящей команде уже давно не все в порядке, открыто подтвердил член большинства Закария Куцнашвили:
«В комитете существовало две группы, и те из нас, которые не принадлежали ни к одной из этих групп, были в очень сложном положении. Были постоянные проблемы с демонстративными уходами с заседаний комитета и постоянные проблемы с кворумом. Это не новая тема – противостояние между группами, возглавляемыми Экой (Беселия) и Вано (Зардиашвили)».
Ответный шаг политруководства «Мечты» не заставил себя ждать – в первых же числах января, не дожидаясь окончания новогодних каникул, фракция правящей партии с участием самого Бидзины Иванишвили собралась на срочное заседание. Его результатом стало исключение из юридического комитета еще одного члена – Гедевана Попхадзе, с легкой руки Эки Беселия назначенного первым заместителем параллельно с ее уходом и уже отличившегося в прошлом году противостоянием с так называемым молодежным крылом партии власти.
Эти процессы, по мнению некоторых наблюдателей, в определенной степени связаны с предстоящими в 2020 году парламентскими выборами, к которым правящая команда, видимо, хочет подойти избавившейся от балласта в лице тех, кто не готов принять единоличное правление Иванишвили. Об этом говорит пресловутый вопрос «судейского списка». То, что его, по кулуарной информации, активно лоббирует спикер Ираклий Кобахидзе, которого многие считают прямым проводником желаний отца-основателя «Грузинской мечты», делает картину более понятной. Хотя в стане «младомечтателей» продолжают настаивать: карательные меры не имеют никакого отношения к противостоянию вокруг списка кандидатов в Верховный суд. Сам Ираклий Кобахдзе обосновал это чисто процедурными нарушениями со стороны Беселия:
«Решение об отзыве Гедевана Попхадзе из комитета по юридическим вопросам имело две причины. Одна – грубое нарушение регламента, и все квалифицированные юристы согласны, что он был назначен на пост первого заместителя с грубым нарушением регламента. А второй причиной было нарушение принципа командности. Этот вопрос следовало предварительно обсудить в команде. Отставка Эки Беселия была решена давно, задолго до этого. А что касается отзыва Гедевана Попхадзе, причины я уже объяснил. Поэтому советую всем либо стремиться получить больше информации, либо прекратить политические спекуляции».
Тем не менее спекуляции продолжились: ситуация внутри правящей команды позволила предположить, что команда вскоре может расколоться – Иванишвили соберет вокруг себя молодых и послушных, остальным же придется либо попытать счастья в свободном плавании, либо уйти из активной политики. Схожая схема была опробована накануне парламентских выборов 2016 года, когда коалиция, пришедшая на смену «Нацдвижению», ушла в небытие. Сейчас, по словам политолога Вахтанга Дзабирадзе, началась активная подготовка к выборам 2020-го:
«В команде начинаются обновление и внутренняя борьба за то, кто окажется в парламентских списках на выборах 2020 года. То есть начинается борьба за места. Я думаю, будет довольно серьезная война компроматов. И это может принять очень печальный характер, если Иванишвили не урегулирует ситуацию и не найдет выход».
Но, как отмечают некоторые политологи, пространства для маневра у самого Иванишвили не так много – одной из проблем «Грузинской мечты» всегда было то, что у правящей партии очень короткая скамейка запасных и Иванишвили, выдавливая несогласных с его стилем правления, рискует остаться без человеческого ресурса. Тем более что еще один важный игрок на внутриполитическом поле – церковь, в лице одного из самых влиятельных своих иерархов епископа Бодбийского Иакоба, дала понять, кого из перспективных членов его команды Иванишвили не следует продвигать по карьерной лестнице:
«Гахария (глава МВД Георгий Гахария) для меня обычный ставленник Москвы. Если его начнут продвигать наверх, я его спущу вниз... Я не дам ему стать премьер-министром. Если он станет премьер-министром, у правительства будут большие проблемы с церковью».
Не собирается сдаваться и сама Эка Беселия. Уже бывшая глава юридического комитета вместе с также впавшим в немилость Гедеваном Попхадзе со следующей недели намерена активно подключить к ставшему роковым для обоих «судейскому вопросу» представителей гражданского сектора, тем самым дав понять: внутрипартийное противостояние может перестать быть внутренним. При этом Беселия подчеркнуто не упоминает имя Иванишвили в контексте разногласий с лидерами большинства. Очевидно, старожил современной грузинской политики надеется переиграть в борьбе за расположение лидера партии более молодых и менее опытных оппонентов. При этом молчание самого отца-основателя политологу Хатуне Лагазидзе кажется абсолютно логичным:
«Когда Бидзина Иванишвили вернулся в политику, он сказал, что его возвращение вызвано существующей внутри команды обстановкой. Сегодня мы видим, что противостояние между группами интересов вошло в весьма острую фазу. В данном случае я считаю молчание Бидзины Иванишвили верным, поскольку он наблюдает за тем, у какой из групп какие моральные ценности, каковы интеллектуальные возможности и ресурсы и каково влияние. Он наблюдает, какая из групп более жизнеспособна».
При этом наблюдатели согласны в одном: стратегическая цель Иванишвили – сохранить власть после 2020 года. И если для этого потребуется избавиться от главных «борцов с кровавым режимом» или от любого из куда более послушной молодежи, то отец-основатель правящей партии, не задумываясь, принесет их в жертву своей «Мечте».