Свой интерес к TBC банку прокуратура объясняет делом об отмывании денег. Между тем администрация одного из крупнейших частных банков страны называет происходящее «оркестрированным черным пиаром».
О том, что представители прокуратуры побывали в TBC банке, стало известно накануне. В ведомстве подтвердили, что следствие в отношении этого банка действительно ведется, но в детали вдаваться не стали. Сегодня прокурор Саломе Чикобава внесла некоторую ясность: заявила, что изъятие документации из банка связано с расследованием легализации незаконных доходов, т.е. отмыванием денег. О том, что подобное могло иметь место, по словам прокурора, стало известно Службе финансового мониторинга, которая в мае 2018 года начала изучение активов TBC банка, его администраторов, клиентов – юридических лиц и некоторых акционеров. Эти данные были переданы Нацбанку, который в рамках своей компетенции принял соответствующие меры, и Главной прокуратуре. Последняя, в свою очередь, 2 августа 2018 года завела дело (по части третьей, пункту «в», статьи 194-й). При этом, как говорит Саломе Чикобава, речь идет о событиях десятилетней давности – 2008 года:
Your browser doesn’t support HTML5
«Следствием было установлено, что в мае и в апреле 2008 года компании «Самгори М» и «Самгори трейд» взяли в кредит в TBC банке около 17 миллионов долларов. Эта сумма в тот же день в качестве кредита была выдана (этими компаниями) физическим лицам – Мамуке Хазарадзе и Бадри Джапаридзе (учредители TBC банка). Кредит (выданный TBC банком), который не выплачивался, в конце года был выведен за пределы баланса, то есть списан. А позже, в августе 2012 года, компании и вовсе были освобождены от существующих кредитных обязательств, когда банк согласился перенести обязательства на оффшорную компанию. Следует отметить, что ни «Самгори М», ни «Самгори трейд» не заплатили ничего за пользование кредитом. Эта сумма все еще не возвращена TBC банку», – заявила Саломе Чикобава.
На вопрос, почему события десятилетней давности заинтересовали прокуратуру только сейчас, Чикобава заявила, что ведомство начало расследование сразу после того, как получило информацию от Службы финансового мониторинга. По ее словам, подобное преступление относится к категории тяжких, соответственно, его срок давности еще не истек. Ведомство заявляет, что на данном этапе опрошены практически все, кто имел какое-либо отношение к делу. В то же время пока речь об ответственности конкретных лиц не идет.
Между тем в самом TBC банке говорят о дискредитации и о попытке нанести ущерб репутации кредитно-финансового учреждения. На сегодняшнее заявление прокуратуры банк откликнулся так:
«Что касается комментария прокуратуры по поводу изъятия документов, дело касается рядовой законной банковской операции 2008 года, которая неоднократно была проверена госструктурами и Нацбанком в соответствующий период при нынешних и прошлых властях; не один раз ее проверяли международные аудиторы, подтвердившие ее верность; срок давности этой транзакции истек».
Вместе с тем в англоязычной версии заявления TBC банка, в отличие от грузинской, сказано, что Нацбанк в ходе проверки операций, сделанных в 2007 и 2008 годах, счел, что определенные юридические лица были связаны с руководством TBC банка, соответственно, было нарушено законодательство, касающееся конфликта интересов. Согласно информации TBC банка, эти финансовые операции были проверены и в 2008 году, однако тогда Нацбанк не назначил каких-либо санкций, а сейчас (этим летом) оштрафовал на миллион лари. В заявлении также сказано, что банк обжаловал это решение в суде, и на данном этапе выплата штрафа приостановлена.
При этом сам Нацбанк ограничился коротким заявлением, в котором акцентировал внимание на том, что TBC банк является здоровой кредитной организаций.
«Текущий процесс следствия не окажет влияния на эффективное и устойчивое функционирование банковского сектора», – читаем в заявлении.
Кроме того, в Нацбанке заверяют, что контроль за коммерческими банками осуществляется постоянно, однако, согласно законодательству, эти мероприятия не являются публичными, соответственно, вдаваться в детали не берутся.
Между тем происходящее активно обсуждается в политическом ключе. Наблюдатели сегодня вспоминали летний скандал, связанный с «Омега групп», в котором наряду с именем отца-основателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили фигурировал и TBC банк.
Со своей стороны основатель Центра стратегического анализа Грузии Торнике Шарашенидзе предположил, что у Грузии может появиться свой Ходорковский:
«Подобная параллель напрашивается, потому что в Грузии хорошо развит банковский сектор, притом что промышленность практически не работает. Хазарадзе в то же время владеет самым крупным банком страны и, вероятно, создает потенциальную угрозу для Иванишвили, который опасается конкурентов не только политических, но и в сфере бизнеса. Иванишвили объединяет в себе и политика, и делового человека. Так что, вероятно, сейчас началась зачистка и в этой сфере».
Впрочем, политолог полагает, что это закончится плохо для самого Иванишвили: проект авторитарного феодализма, который, по словам Шарашенидзе, сумел осуществить в России Владимир Путин, в Грузии по целому ряду причин не приживется.