Акция в защиту животных прошла сегодня в Тбилиси. Люди собрались из-за очередного факта жестокого обращения с собакой. Зоозащитники требуют ужесточения законодательства и, главное – его эффективного исполнения.
Мусорный бак, около него мешок, из которого видны собачьи лапы и хвост, а рядом лужа крови. Эта фотография распространилась в социальных сетях молниеносно. На место прибыли сотрудники Агентства по мониторингу животных. Собака, у которой оказалась открытая рана в области головы, была еще жива. Как заявляет глава этой службы Вахтанг Ломджария, ветеринары сделали все, что могли, но спасти животное не удалось.
«Предположительно, рана была нанесена топором. Картина была очень тяжелая. Наши ветврачи обработали рану, сделали переливания, дали сильное обезболивающее, т.к. собака с большой вероятностью испытывала очень сильные боли. Но, к сожалению, 9 января, под утро, собака умерла».
В МВД «Эху Кавказа» заявили, что на основании материалов, распространившихся в социальных сетях, было возбуждено уголовное дело по статье 259-й УК Грузии о жестоком обращении с животными.
Your browser doesn’t support HTML5
Это между тем именно та статья, которую защитники животных называют мертвой. На сегодняшний день жестокое обращение, повлекшее смерть животного или увечья, предполагает штраф либо исправительные работы сроком до года. В случае же если преступление было совершено группой людей повторно или в присутствии несовершеннолетних, предусмотрены опять-таки штраф или же лишение свободы сроком до двух лет.
Вахтанг Ломджария говорит, что Агентство по мониторингу животных подготовило пакет изменений, который призван упорядочить и ужесточить закон в этой сфере. Парламент, предположительно, рассмотрит его этой весной. При этом одно из весомых отличий, по словам Ломджария, состоит в том, что этот законопроект допускает возможность тюремного заключения, даже если жестокость в отношении животного была совершена человеком впервые. Впрочем, помимо самого закона и его изъянов есть другая проблема – то, как он работает.
«На сегодняшний день по этой статье никто не был (лишен свободы). Есть единичные исключения, но там речь идет о совокупности преступлений, было, к примеру, если не ошибаюсь, изнасилование, наряду с которым было совершено и преступление в отношении животного. Впрочем, в целом расследовать подобные факты крайне сложно. По ряду причин. Одна из них – это то, что свидетели часто покрывают преступников».
Хато Гордашвили приносит домой животных с улицы, сколько себя помнит. Впрочем, в последние годы взялась за это дело основательно: создала фонд, который оказывает помощь бездомным животным. На попечении ее фонда сегодня более пяти собак. Всех их она забрала с улицы травмированными или больными. Хато их выхаживает, а потом пытается найти им хозяев.
Защитница животных между тем считает, что неэффективное исполнение закона в первую очередь связано с отношением к теме животных самих правоохранителей.
«К сожалению, очень часты случаи жестокого обращения. Вероятно, это вызвано тем, что не осуществляются карательные мероприятия. Они тем временем предусмотрены 259-й статьей УК, но закон в этом отношении не исполняется соответствующим образом. Все эти случаи жестокости по большей части из-за этого и происходят, на мой взгляд. Я полагаю, что, если хотя бы раз человек, совершивший подобное насилие, будет наказан со всей строгостью, это заставит людей задуматься и постепенно это прекратится или хотя бы не будет происходить так часто».
О синдроме безнаказанности говорит и Эка Картвелишвили. У Эки четыре собаки, трех из которых она забрала с улицы в свое время. Пять месяцев назад Эка нашла в лесу еще трех щенят, брошенных там на верную смерть. Двое погибли, а Соко выжила. Через три месяца Соко уедет от Эки в Германию. Здесь, в Тбилиси, Эке не удалось найти желающих приютить дворняжку.
«Людей не наказывают за подобное. Не раз были случаи, когда у нас на руках были факты, видеозаписи, как, к примеру, человек целенаправленно переехал собаку машиной. Но никого не наказывают. Я повторяю: подобное было неоднократно. На самом деле закон, который призван защищать животных, существует, но на деле этого не происходит. В лучшем случае такому человеку грозит штраф. При этом я убеждена, что человек, который может сделать с животным то, что было сделано на днях с той собакой, – может и человека убить».
Защитники животных настаивают: предотвратить жестокость может только неотвратимость наказания.