Минюст Южной Осетии с конца января начнет проверку политических партий на численность и списочный состав. В ведомстве уточняют, что намерены уделить особое внимание региональным отделениям.
Лидер парламентской «Народной партии» Александр Плиев ничего настораживающего в проверке Минюста не видит. По его словам, «народников» об этом уведомили еще до Нового года:
«Да, есть у Минюста такая типичная таблица, которую они разработали и куда должны быть внесены определенные данные членов регионального отделения. У нас у некоторых членов не были внесены даты рождения, местожительства. Они просили нас это исправить. Мы провели определенную работу. В принципе, если честно сказать, мы пока не все сдали. Но работу провели, поездили наши активисты, поспрашивали дополнительно, взяли информацию, которая была необходима по этой разработанной таблице. Ну и уже вроде все практически подготовили, и сдадим».
Your browser doesn’t support HTML5
Плиев говорит, что все замечания были по делу – и по поводу «двойников», и по постоянной ротации в партии, которую нужно отслеживать: «кто-то ушел от нас, кто-то пришел, это обычное движение в любой политической организации»:
«Неживых членов партии я и так не хочу. То есть мертвых душ, так называемых, я и так не хочу. А если человек по политическим или другим убеждениям хочет выйти из партии, – пожалуйста. Как я могу кого-то в ней удержать? А есть определенное количество, в прошлом году, по-моему, партия пополнилась более чем на сто человек. Не буду говорить, как другие партии – на тысячу или две тысячи человек».
Давид Санакоев, лидер непарламентской партии «Новая Осетия» заявил «Эху Кавказа», что плановая проверка Министерства юстиции проходила у них еще в ноябре прошлого года. Сотрудникам ведомства были представлены все необходимые документы, по результатам проверки был составлен акт, были и предупреждения по выявленным нарушениям. По словам Давида Санакоева, в основном они касались так называемых двойников в региональных отделениях, из-за чего сократилось необходимое количество членов партии. Тогда же, после проведенной работы замечания были устранены, но в движение влились новые граждане республики.
При приеме в ряды партии, говорит Санакоев, новичкам всегда задают три вопроса: являются ли они гражданами Южной Осетии, являются ли они совершеннолетними, и третий вопрос – не являются ли они членами каких-либо других партий, то есть теми самыми «двойниками». Продолжает Давид Санакоев:
«У нас нет оснований не верить гражданам нашей республики. Но как только мы получили акт, мы собрались и приступили к устранению вот этих нарушений. «Двойники», как они их называют, – это вопрос, который мы видим только в Южной Осетии. Мы пытались найти что-либо аналогичное в практике Российской Федерации, но не смогли. Мы попросили у Минюста ознакомить нас со списком наших двойников. Они нам ответили, что закон о персональных данных не позволяет им предоставить такую информацию. Однако мы сослались на то, что в прошлом году, во время прохождения минюстовской проверки, мы точно так же попросили список, и они нам его предоставили. То есть членов нашей партии: фамилия, имя, отчество, без каких-либо иных данных. И мы поработали с этим списком. Но в этом году этот список нам пока Минюст не представил».
По словам Санакоева, не предоставил Минюст информации и тем членам партии, которые обратились к ним с личными заявлениями с вопросом, не числятся ли они еще в каких-либо организациях. Поэтому, говорит политик, механизм не работает:
«До 30 января мы должны представить список членов партии, а мы не знаем до сих пор, есть ли среди них «двойники», с учетом того, что с начала этого года в партию вступили новые члены... Здесь этот вопрос мы может решать только сообща. То есть одна партия, какая бы она ни была, не может сама решить этот вопрос. Думаю, что должна быть совместная, коллективная работа. И тут позиция Минюста должна состоять в том, чтобы сделать со своей стороны все, чтобы партии, которые хотят решить вопрос «двойников», смогли это сделать. Потому что мы незаконную информацию, затрагивающую личные данные, или другую информацию, которую мы не имеем права получать, мы не затрагиваем эти вопросы».
На фоне этих проверок возникают и некоторые опасения, говорит лидер «Новой Осетии»:
«Нет опасности, что из-за двойников вас могут не допустить к парламентским выборам?
– У меня у самого опасения такого плана есть, потому что я сейчас наблюдаю за процессами, которые происходят у нас в области выборного, избирательного законодательства, в общем, за тем, что происходит в предвыборный период. Поэтому это, конечно, может стать рычагом, потому что из-за этих пресловутых «двойников» создается возможность повернуть ситуацию или в одну, или в другую сторону. Потом ты эту проблему можем решить только в суде, который может затянуться. И это у нас часто бывает, мы это наблюдали. Поэтому мы можем просто пропустить какие-то сроки».
На данный момент, говорит политик, он не видит целенаправленных попыток «помешать». «Хотя по заявлениям и действиям парламента, высшего руководства страны понятно, что они хотят сократить количество партий, которые могут принять участие в парламентских выборах. Именно поэтому я и хочу ясности, чтобы наша работа, в том числе по составлению отчетности, не прошла даром», – отмечает Санакоев.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия