Зачем Пашинян приезжал в Грузию

Никол Пашинян и Мамука Бахтадзе

Неформальная встреча премьер-министров Армении и Грузии вызвала много вопросов у экспертов обеих стран. Весьма скудно делились стороны информацией и после встречи.

Подозрения о том, что встреча двух премьер-министров – Никола Пашиняна и Мамуки Бахтадзе – была явно спонтанной, укрепляют фотографии, распространенные пресс-службами премьер-министров поздно вечером 15 января.

На одной из них Пашинян и Бахтадзе сидят в креслах у маленького стола, в маленькой узкой комнате, почти с аскетическим интерьером. И там премьер-министры, как сообщает пресс-служба правительства Грузии, говорили о следующем:

«Мамука Бахтадзе лично поздравил Никола Пашиняна с утверждением на пост премьер-министра республики Армения. Главы правительств говорили о добрососедских отношениях двух стран и выразили надежду на продолжение плодотворного сотрудничества».

Your browser doesn’t support HTML5

Зачем Пашинян приезжал в Грузию

Такая же лаконичная сводка была представлена и с армянской стороны, что еще больше увеличивает количество вопросов. Что побудило армянского премьера на второй же день после его повторного избрания на пост главы правительства приехать в Грузию? Ведь еще даже не сформирован кабинет министров Армении. К тому же такой визит – полная противоположность официальному визиту в мае 2018-го премьер-министра Никола Пашиняна в Тбилиси.

Политолог Заал Анджапаридзе предполагает, что беседа глав правительств касалась экономических вопросов:

«В прошлом году между Грузией и Арменией было некоторое недопонимание. В частности, по поводу транспортировки пшеницы. Также ожидается открытие новых транспортных коридоров согласно подписанному договору в Женеве между Россией и Грузией в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию. И это очень важно для Армении для увеличения грузооборота».

По мнению Заала Анджапаридзе, речь могло зайти и о том, что Россия намерена увеличить цену природного газа в Армении, а также о трудностях на пропускном пункте «Верхний Ларс».

Возможно, неожиданный визит Пашиняна в Грузию связан со вступающими в этом году в силу регуляциями ЕАЭС, членом которого является Армения, считает политолог, директор Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степан Григорян. В соответствии с ними, ввоз автомобилей из Грузии в Армению будет облагаться очень большим налогом:

«Это ударит не только по гражданам, которые дороже будут покупать машины, чем раньше, но и по бизнесу. Потому что это очень серьезный бизнес в Армении, в нем задействованы десятки тысяч людей. Эти регуляции бьют по нашим отношениям с Грузией и с Ираном, плюс бьют по интересам граждан, потому что все знают: от Евразийского экономического союза пока никто еще ничего хорошего не видел. И думаю, что именно с этим связана встреча нашего премьера».

Степан Григорян не исключает, что Армения в рамках ЕАЭС «сделает какие-то нестандартные шаги, включая приостановку каких-то частей договора. И тут очевидно, что нужно компенсировать это с сотрудничеством с другими игроками, в том числе с Грузией».

Ничего чрезвычайного в блиц-визите армянского премьер-министра в Грузию не видит другой армянский политолог, директор Института Кавказа Александр Искандарян. По его словам, новый премьер-министр, уже укрепив свои позиции, по новому выстраивает политику с соседями, и в этом смысле роль Грузии для Армении очень велика. И новый премьер-министр Пашинян будет следовать «фирменной» политике Армении, убежден Александр Искандарян:

«Это формулировки, с которыми выступил сам господин Пашинян: Армения будет стараться улучшать свои взаимодействия с Западом, и Армения будет улучшать и расширять свои взаимодействия с Россией. На Западе считают, что Армения чересчур пророссийская; в России всегда думают, что она чересчур прозападная. Таким образом, вырабатывается вот такая консенсусная политика, которая является, я бы сказал, фирменной маркой армянской внешней политики – она называется комплементаризмом».

И, как отмечает Александр Искандарян, отказываться от него в Армении никто не собирается.