«SOS! Остановим смерть!» – под этим лозунгом у офиса газораспределительной компании «КазТрансГаз-Тбилиси» прошла сегодня акция протеста. Участники митинга, организованного НПО «Гражданское движение», потребовали отставки ее генерального директора Мамуки Кобахидзе.
«Если бы у руководителя компании «КазТрансГаз» была хоть капля совести – нам бы не пришлось требовать его отставки, он бы уже оставил свой пост», – почти прокричал в микрофон основатель «Гражданского движения» Алеко Элисашвили. Он и его единомышленники собрались сегодня, чтобы выразить свой протест компании, которая, как они говорят, даже не попыталась ничего объяснить общественности и признать свою долю ответственности в случившемся 16 января. В тот день, предположительно, из-за утечки газа произошел взрыв в жилом доме, унесший жизни четырех человек, включая ребенка.
Your browser doesn’t support HTML5
«Да, сотрудники проявили халатность – пришли на место и ничего не сделали, но если компания плохая – значит, плох в первую очередь ее руководитель, а не рядовые сотрудники, которые с зарплатой 300-400 лари. У самого директора зарплата 14 тысяч лари, в то время как его ответственность и человечность и на 14 лари не тянет. Осталось ли у него совести хотя бы на 14 тетри? Он ведь не тарелки, стулья или столы какие-то производит, чтобы взять и просто не покупать их у него из-за того, что они негодны. Хотим мы этого или нет – мы в их руках, наша безопасность в их руках», – заявил Элисашвили.
Помимо увольнения директора, участники акции говорят о необходимости создания общественного совета, функцией которого должно стать осуществление контроля над деятельностью газораспределительной компании. В этот совет, считает Элисашвили, должны войти специалисты данной сферы и люди, пользующиеся доверием общества.
Впрочем, в столичной мэрии решение проблемы видят в другом: анонсируют ряд изменений, которые должны упорядочить систему, фактически пущенную на самотек после 90-х годов. Окончательное решение еще не принято, но в общих чертах известно, что планируется создать и аккредитировать орган, чтобы проверку безопасности в квартирах осуществляли его компетентные представители. Кроме того, возможно, обязательной станет установка детекторов газа в подъездах жилых домов. Этот пункт, предположительно, привяжут к списку требований, которые нужно удовлетворить, чтобы дом был принят в эксплуатацию. Говорит Натия Турнава, заместитель министра экономики, которая вместе с представителями компании «КазТрансГаз» и Национальной комиссии по регулированию энергетики и водоснабжения Грузии участвовала в первой рабочей встрече в мэрии, посвященной этой теме:
«На начальном этапе жителям старых жилых корпусов мы можем сами предложить этот пакет (услуг) и разделить расходы. Но в будущем, очень скоро, это должно стать обязательным для всех. Человек, который не думает о своей безопасности, – это угроза не только для него самого, но и для соседей. Поэтому каждый из нас должен осознать эту ответственность».
Впрочем, рассчитывать исключительно на благоразумность и инстинкт самосохранения граждан власти, судя по всему, больше не собираются. Говорит Ирина Милорава, председатель Национальной комиссии по регулированию энергетики и водоснабжения Грузии.
«Кроме этого, речь идет об ужесточении ответственности (наказания) потребителей. А именно – о соответствующих изменениях в кодексе административных правонарушений. После этого изменения будут осуществлены в определенных нормативных актах правительства. В основном это – технические регламенты, которые, естественно, касаются вопросов безопасности», – сказала Милорава.
Гия Арабидзе, декан факультета энергетики Технического университета, в определенной степени удивлен, что встреча прошла без представителей вуза. Тем не менее он считает, что в целом ход мыслей властей логичен. Работу, по его словам, следует вести в трех направлениях: это, собственно, законодательная база, переподготовка и сертификация технического персонала и повышение самосознания граждан.
Что привело к той ситуации, в которой Тбилиси оказался сегодня? В 90-х люди лишились электричества, отопления и газа, говорит декан. Газ спустя время появился, однако определенные функции, которые службы выполняли до этого, просто были проигнорированы.
«Какие-то функции перераспределили, о каких-то просто забыли. Все это игнорировалось, и сегодня получилось так, что одна (служба) говорит, что это не входит в ее компетенцию, другая, что вправе провести газ только до подъезда, третья – еще что-то. Пока повозка не перевернется – дорогу не увидишь. Пусть земля будет пухом тем людям (погибшим в результате взрыва), может, хоть это станет поводом что-то изменить».
Как именно, между какими службами, ведомствами и компаниями будут разделены функции – не принципиально, считает декан. Главное, чтобы люди, которые будут подводить коммуникации, осуществлять работы внутри здания, будь то монтаж приборов или что-то другое, а также осуществлять контроль, имели официальное разрешение на это и были сертифицированными специалистами, говорит Гия Арабидзе.