Вселенский Патриарх Варфоломей прислал послов в Тбилиси. Тема разговора – автокефалия Православной церкви Украины. Грузинская патриархия с решением не торопится. Вопрос, по мнению церковных иерархов, слишком важный, чтобы решать его поспешно.
«Братская встреча между братскими церквями», – так прокомментировал переговоры с главой Грузинской православной церкви Илией Вторым посланник Патриарха Вселенского Варфоломея. Митрополит французский Эммануил, возглавляющий делегацию Константинопольского патриархата, по окончании переговоров с грузинскими церковными иерархами громких заявлений делать не стал. Как и не стал отрицать, что главный вопрос, который обсуждался за стенами патриархии, касался автокефалии Православной церкви Украины. Высокопоставленный священнослужитель лишь дал понять, что надеется на мудрость предстоятеля ГПЦ:
«Хочу выразить особую радость, что мы находимся в Грузии, и у нас есть возможность снова встретиться с Католикосом-Патриархом всея Грузии. На встрече обсуждались определенные вопросы, состоялся обмен мнениями между Вселенским патриархатом и патриархией Грузии. Конечно, мы говорили и о вопросе автокефалии Украинской церкви, и о томосе. Что касается автокефалии Церкви Украины, то нашей целью было не навязать какое-либо мнение, оказать давление или сделать предложение. Это была только информативная встреча и согласование деталей по тем вопросам, о которых говорится в томосе. Католикос-Патриарх Грузии обладает мудростью, чтобы принять мудрое решение. Это была братская, церковная и согласованная встреча между представителями Вселенского патриархата и Грузинской церкви».
Your browser doesn’t support HTML5
Грузинская сторона дипломатический пассаж митрополита Эммануила оценила. Местоблюститель Илии Второго владыка Шио поблагодарил делегацию Вселенского патриархата за корректный подход в отношении Грузинской церкви:
«Была очень конструктивная встреча. Мы благодарим их за такой корректный подход к Грузинской церкви. Это была очень важная встреча, мы обсудили очень много деталей. Самое главное, была выражена их корректная позиция в отношении нашей церкви, что они не приехали за тем, чтобы убедить нас принять то или иное решение. Вместе с тем важно, что они с полным пониманием относятся к нашей неторопливости, позиции, которая у нас есть на данном этапе. В конце прошлого года у нас было заседание Синода, и там было установлено, что это обсуждение будет перенесено на следующее заседание Синода, так как есть много деталей и много вопросов. Это требует рассмотрения и большой работы. Я ничего не могу говорить о сроках».
Владыка Шио также ничего не сказал и о том, может ли по этому вопросу быть назначено внеочередное заседание Синода. Что касается жестко отрицательной позиции Русской православной церкви по вопросу автокефалии ПЦУ, по заверению местоблюстителя патриарха, это никак не повлияет на решение Синода.
Тем не менее, по мнению многих наблюдателей, вопрос автокефалии Православной церкви Украины, предстоятелю которой Епифанию Вселенский Патриарх Варфоломей 6 января (2019 г.) официально вручил томос, может привести если не к расколу, то к серьезному противостоянию в православном мире. К слову, церкви Чехии и США уже зафиксировали свою позицию – они «за» независимость Киева от Москвы. А вот прибывшие в российскую столицу на юбилей интронизации патриарха Кирилла, который будет отмечаться 1 февраля, главы патриархатов Антиохии и Сербии, против. Причем слово предстоятеля Антиохской православной церкви, занимающей третье место в диптихе автокефальных поместных церквей и являющейся одним из четырех древних Восточных патриархатов Вселенской Церкви, имеет довольно серьезный вес в православном мире. И грузинский патриархат, являясь девятым (шестым по диптиху РПЦ) в иерархии церквей, не может не принимать это во внимание.
Тбилиси осторожничает и не дает прямого ответа. Накануне визита представительной делегации из Стамбула патриархия распространила заявление, подтверждающее выжидательную позицию грузинских церковных иерархов:
«Мы должны понимать, что на каждом из нас – очень большая ответственность. И поспешные, необдуманные действия пользы никому не принесут. Сейчас главное – заботиться о сохранении Православной церкви, способствовать разрядке напряженной ситуации и созданию среды, основанной на справедливости».
К слову, к справедливости призывают сторонники признания автокефалии Православной церкви Украины. В частности, митрополит Чкондидский Петре считает, что патриархия должна поддержать народ Украины в его желании духовной независимости от России, но при этом священнослужитель признает, что в Синоде по этому вопросу есть большие разногласия:
«Некоторые, правда, считают, что это вызовет проблемы в Абхазии. Но в итоге мы не можем встать на сторону несправедливости. Тем более когда такой интерес со стороны общества. Справедливость же в том, что украинский народ заслуживает автокефалии. И представители Украины говорили с патриархом, но также говорили и представители России. А Русская церковь в последние годы набрала силу. И определенно есть российское влияние в Грузии – через спецслужбы или что-то еще, через процесс бордеризации, и в других вопросах».
Вопрос Абхазии и Южной Осетии – главный аргумент противников признания автокефалии. На днях один из самых влиятельных иерархов ГПЦ епископ Бодбийский Иакоб прямо заявил, что если грузинская патриархия признает Томос, то Русская православная церковь в ответ присоединит к себе митрополии Абхазии и Цхинвали, так что в Тбилиси прежде всего должны думать о своих интересах.
Но теолог Георгий Тигинашвили считает такой подход спекулятивным. По его словам, РПЦ, согласно церковному праву, не имеет никакого отношения к этим территориям:
«Эта проблема (Абхазии и Южной Осетии) раздута и высосана из пальца. Потому что решение Русской православной церкви, если таковое последует, никакой юридической силы иметь не будет, так как это не в ее компетенции. При этом она (РПЦ) и так имеет там (в Абхазии и Южной Осетии) свои представительства, и так там имеет место российское влияние, и так там действует политика экспансии и ассимиляции, и антигрузинская риторика. Мы видим русификацию храмов. Там (в Абхазии) есть российский епископ, есть до 15 духовных лиц. Думаю, что все это – часть российской пропаганды, это кремлевский нарратив, посредством которого идет шантаж и запугивание грузинского общества».
По мнению специалиста, позиция РПЦ по теме украинской автокефалии заведомо проигрышная, и признание ПЦУ со стороны поместных церквей – вопрос времени. Впрочем, другой теолог Леван Абашидзе не считает осторожность Грузинской православной церкви в этом вопросе излишней:
«В том, что наша церковь не торопится, я не вижу ничего плохого. Наоборот, мне кажется это правильной и разумной позицией, так как мы пока не знаем позицию всех других церквей. К тому же мы не знаем позиции самих украинцев. Есть не русские, а этнические украинцы, которые живут в Украине и говорят, что не хотят и не собираются никуда переходить».
Украинский вопрос внес серьезный разлад в православный мир. Даже на Афонской горе – оплоте консервативного православия – настроения явно неоднозначные. Что же касается конкретно Грузинской православной церкви, то наблюдатели не исключают, что противники автокефалии среди местных иерархов не столько боятся церковной аннексии оккупированных территорий, сколько полного разрыва с Москвой.