За сексуальные домогательства, возможно, теперь придется заплатить штраф. Сегодня в парламенте Грузии был зарегистрирован законопроект, в котором прописано, что, собственно, следует считать таковым деянием, и определены меры наказания.
В последние пару лет в Грузии начали говорить об этом явлении открыто. Было, к примеру, громкое дело Татии Самхарадзе, обвинившей своего начальника в домогательствах (которое, она, кстати, выиграла), была голливудская кампания #metoo, имевшая отклик в грузинской реальности, и другие истории, о которых многие не побоялись рассказать публично. Это несколько из тех, которыми женщины поделились в соцсетях:
«...За мной, еще ребенком, от метро следует низкорослый лысый мужчина среднего возраста и пытается потащить меня куда-то. Потому что я улыбнулась ему. В вагоне метро мы случайно (случайно ли?) столкнулись, после чего я попросила прощения и улыбнулась. Я еще не знаю, что никогда, никогда нельзя улыбаться так мужчинам или смотреть в глаза. С этих пор буду знать. Сейчас убегу, сломя голову. А после этого уже никому не улыбнусь...»
Your browser doesn’t support HTML5
«...Он вдруг зажал мне руку и поцеловал. Я не могу объяснить, что со мной произошло... Это было очень неприятное чувство. Я и вырваться не смогла, так сильно он меня держал. Когда мне удалось убежать домой, я зашла в комнату и сразу легла, чтобы никто меня не о чем не спросил. Плакала. А тот бессовестный мужчина, как ни в чем не бывало, зашел в дом и продолжил выпивать вместе с моим отцом...»
«... Он вызывал меня в свой кабинет якобы для обсуждения каких-то деталей. Потом просил сесть поближе. Говорил пошлые фразы, не упускал ни одной возможности. А потом вроде как переводил это в шутку. Хотя прекрасно понимал, что я очень нервничала в такие моменты. Под конец мне пришлось уйти с этой работы...»
«Если раньше эта проблема была скрыта от общественности, то сегодня ее существование невозможно отрицать», – сказал «Эху Кавказа» Дмитрий Цкитишвили, депутат парламента от ГМ. Он входит в состав парламентского Совета по гендерному равноправию, члены которого и выступили с данной инициативой. Этот пакет законодательных изменений, согласно задумке, должен разделить понятие сексуальных домогательств на две группы – в сфере рабочих отношений и в общественных местах. По словам депутата, законопроект трактует различные проявления домогательств: это могут быть фразы сексуального характера или обращения, демонстрация гениталий и любые физические действия сексуального характера. При этом, говорит Цкитишвили, ключевое слово во всем этом «нежелательные».
«Будет ли это на улице, в транспорте или в любом другом публичном месте... Это станет административным правонарушением. Штрафы будут выписывать полицейские. Размер штрафов варьируется от 300 до 1000 лари. Если деяние совершено повторно – 500 лари. Если есть отягчающие обстоятельства – т.е., когда речь идет о беременных, несовершеннолетних, людях с ограниченными возможностями и пр., – от 500 до 800 лари, если это повторно – от 800 до 1000 лари», – сказал депутат «Эху Кавказа».
Между тем рассматривать случаи сексуальных домогательств на рабочих местах, согласно инициативе, будет поручено аппарату Народного защитника. Заместитель омбудсмена Эка Схиладзе говорит, что они и раньше рассматривали дела такого толка на основании антидискриминационного закона и директив Евросоюза. Впрочем, отсутствие однозначных законодательных толкований и санкций сильно тормозило процесс. При этом, говорит Схиладзе, инициатива оставляет право гражданам прибегнуть к варианту «Б».
«В случае домогательств на рабочих местах есть два механизма реагирования. Один – это аппарат Народного защитника. А второй – суд. Разница в том, что, когда речь идет о суде, лицо вправе требовать возмещения морального ущерба, восстановления на работе, словом, различные виды компенсации. В то время как решения Народного защитника носят рекомендательный характер и не предполагают моральных компенсаций или штрафов», – сказала Схиладзе.
Различные кампании, истории о сексуальных домогательствах, рассказанные публично, – все это способствовало тому, что в офис Народного защитника по данному вопросу стали чаще обращаться в последние годы, говорит Схиладзе. Впрочем, наличие подобного закона, повторяет она, крайне важно: во-первых, для повышения самосознания граждан, а во-вторых, обществу будет ясно дано понять: сексуальные домогательства – деяние наказуемое.
Будут ли депутаты солидарны с омбудсменом, сказать сложно. Хотя, судя по всему, авторы инициативы уже готовятся принять «удар». «Вопрос непростой, мнения относительно него различаются, но мы надеемся, что в ходе весенней сессии вопрос с инициативой будет исчерпан», – сказал Дмитрий Цкитишвили «Эху Кавказа».