В Сухуме состоялась пресс-конференция главы администрации Гальского района Темура Надарая. Интерес к ней журналистов подогревался тем, что за неделю до этого дававшая пресс-конференцию на той же площадке пресс-центра Абхазской гостелерадиокомпании Уполномоченная по правам человека республики Асида Шакрыл несколько раз вступала с ним в заочную полемику. И Темур Надарая, как и ожидалось, не оставил без комментариев ее высказывания.
Но вначале – об экономике района. Надарая напомнил о резком падении урожая ореха-фундука, который является здесь одной из важнейших отраслей растениеводства: в результате нашествия мраморного клопа в позапрошлом году сельхозпроизводители потерпели серьезные убытки. Но, благодаря обработке насаждений препаратами при помощи Минсельхоза, в 2018 году собрали урожай на 10% больше, чем в предыдущем. Кроме того, глава администрации отметил успехи сельхозпроизводителей:
«В одном из наших сел выращивают редис, там работают 160 человек. ООО «Капитал Инвест» занимается выращиванием цитрусовых, около 1 млн 600 тысяч рублей в год они платят в бюджет в виде арендной платы. Решением президента Абхазии была создана свободная экономическая зона для привлечения инвесторов, люди, работающие на этой территории, освобождены от всех налогов».
Your browser doesn’t support HTML5
Незадолго до пресс-конференции было объявлено, что с 5 февраля на четыре-пять дней пока отменяются ограничения на передвижение, введенные на грузино-абхазской границе по реке Ингур в связи с распространением в Грузии так называемого свиного гриппа, из-за осложнений которого там умерло два десятка человек. На просьбу журналистов прокомментировать это Надарая ответил следующим образом:
«Я сам узнал о том, что ограничения на передвижение через государственную границу, введенные ранее 11 января, от сотрудников Службы государственной безопасности, которые эти ограничения вводили. Перед этим у меня был доклад главного санитарного врача района. Вы прекрасно знаете, что именно Гальская больница и главный санитарный врач района ведут ту работу, в соответствии с которой выявляются заболевшие гриппом. Мы не закрывали границу, а изменили режим перехода. Люди, которым надо было ехать на лечение, сотрудники ИнгурГЭС переходили погранпереход спокойно. Наши жители, которые до введения ограничений находились в Грузии, также смогли вернуться в Абхазию, даже если бы они были больны «свиным гриппом», мы их должны лечить у себя. Сейчас на границе остались врачи, другое дело, что нагрузка на них увеличилась в разы. Они каждому переходящему границу измеряют температуру, приобретены специальные бесконтактные термометры. Если есть подозрение на заболевания, которых мы все боимся, естественно, будут приниматься меры, как и принимались ранее. В то же время хочу сказать, что в связи с закрытием... точнее в связи с ограничением передвижения на государственной границе в Гальском районе и других восточных районах Абхазии социальная ситуация сильно накалилась. Вы знаете, там и митинг прошел, потому что очень многие не могли себе купить даже лекарственные препараты, которые они обычно покупают на территории Грузии, получая там пенсии. Там они дешевле, чем у нас, к сожалению».
Продолжая тему границы по реке Ингур, он заметил:
«Вы же знаете, что мы границу с Грузией держим открытой в гуманитарных целях все это время, двадцать пять лет после войны. Хотя посмотрите – вот сто лет после конфликта, после геноцида 1915 года границу между Турцией и Арменией никто не переходит. Граница между Арменией и Азербайджаном – 25 лет ни один человек не переходил эту границу».
Темур Надарая высказал несогласие с Асидой Шакрыл, которая сомневается в верности лишения абхазского гражданства всех жителей восточных районов Абхазии с неподтвержденным отказом от гражданства Грузии и предлагает дифференцированный подход. Он подчеркнул, что статус жителей Гальского района определен в соответствии с законодательством РА. По данным опроса на 2015 год, 96% жителей обладают там гражданством Грузии. Мы не можем допустить, чтобы один человек смог избирать и президента Грузии, и президента Абхазии. По его словам, статус вида на жительство в Абхазии – довольно высокий, он предоставляет полный пакет социальной поддержки от государства, но человек не может избирать президента и парламент. Надарая продолжил:
«Вы знаете, я не хочу сейчас вспоминать войну и спекулировать какими-то патриотическими выражениями. Но не могу не сказать. Я сам прошел войну, был тяжело ранен. Мой брат погиб родной. Я друзей похоронил большое количество. Даже после войны мне говорила супруга: «Почему-то ты без друзей остался. Где твои друзья?» Я не хочу, чтобы все, что мы сделали, сами же разрушили. В конце концов, мы должны научиться: в оппозиции человек, во власти находится, для себя мы должны понять... Если мы создаем государство, гражданство является для нас основным, краеугольным камнем защиты нашего государства».
Темур Надарая разъяснил статус людей без гражданства и не успевших оформить вид на жительство:
«Без помощи мы никого не оставляем. Если человек не имеет вид на жительство, а ему срочно нужно выехать на лечение, то мы оформляем «форму №9». Благодаря закону о статусе иностранных граждан, и учиться, и работать таким людям можно без проблем».
Надарая рассказал о работе Совета самурзаканских общин и о работе, проводимой районной администрацией по интеграции населения в абхазское общество. В частности, танцевальные ансамбли, спортсмены принимают участие во всех республиканских мероприятиях. В 2018 году более 20 абитуриентов из Гальского района поступили в АГУ, пять из них получают стипендию до пяти тысяч рублей ежемесячно от администрации района, все получили места в университетском общежитии.
Надарая рассказал про одаренного выпускника гальской первой средней школы, который владеет несколькими европейскими языками:
«В позапрошлом году был у нас такой вундеркинд по фамилии Каталандзе. Мы должны понимать, что за каждого человека Грузия с нами ведет борьбу. Я, к сожалению, чуть-чуть поздно, в апреле позапрошлого года, обратился в наше Минобразования, и период сдачи экзаменов через Россотрудничество был закончен. Он хотел на «международные отношения» поехать учиться. Мы говорим: давай в этом году ты поступишь в наш вуз, в АГУ, а на следующий через Россотрудничество поедешь учиться в Москву. Но представляете, что ему Грузия предложила – Массачусетский университет и полный пансион. Мы в том случае, конечно, проиграли, но его сестра осталась. Она получает самую повышенную стипендию – семь тысяч. Абхазский язык в этом году она, говорят, сдала на пять баллов. А многие не смогли сдать, даже абхазы, которые владеют абхазским языком с детства».
Темур Надарая рассказал:
«С помощью российских и абхазских пограничников, а также СГБ РА мы добились того, что с 2015 года ни одного человека в нашем районе не похищали. В два раза уменьшилось количество преступлений. Гальский район сегодня – один из самых безопасных».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии