Аслан Кобахия: «Транзитные товары через Абхазию давно проходят»

Аслан Кобахия

Сегодняшнее заявление посла России в Абхазии Алексея Двинянина о транзите прокомментировал бывший руководитель Государственного таможенного комитета Республики Абхазия, экс-министр внутренних дел Аслан Кобахия.

Анаид Гогорян: Сегодня российский посол в Абхазии заявил о транзите грузов через Абхазию, что «это не будет плохо для республики». Можно ли трактовать это заявление как однозначную позицию России по открытию транзита? Готова ли Абхазия к такой однозначности?

Аслан Кобахия: Посол Российской Федерации в Абхазии не может иметь собственную позицию, это позиция Российской Федерации, давайте с этого начнем. Теперь на счет того, что плохо это для Абхазии или хорошо. Транзитные товары через Абхазию давно проходят. Они есть, может быть, не в тех больших количествах, но опыт работы современной Абхазии с транзитными товарами давно есть. Есть законодательство, есть Таможенный комитет, есть Погранслужба, которая это все контролирует, осуществляет на границе вместе с таможенниками и с другими органами государственной власти. Любое транзитное передвижение через Абхазию – это только плюс для Абхазии. Абхазия к этому стремилась, Абхазия к этому идет, и пусть никто не ошибается, что Абхазию может к чему-то принудить. В 2011 году, когда подписывалось соглашение, я комментировал это, у нас были определенные опасения. Но с 2011-го по 2018 год слишком много воды утекло. Мы четко видим позицию одного из основных игроков, одного из двух основных игроков в мировой политике – Российской Федерации. Никаких опасений для Абхазии нет.

Your browser doesn’t support HTML5

Гость недели – Аслан Кобахия

Абхазия транзитная страна, Россия – независимое великое государство, Грузия – независимое государство. Между Россией и Грузией могут быть какие угодно договоры. Но если договоры касаются абхазского государства, нашей территории, то здесь четко будут работать абхазские законы. Сейчас пока идет политическая составляющая, а реальность, когда на землю все перенесем, там будет определенный человек, которого будут называть грузоперевозчиком, он будет проходить все таможенные, пограничные процедуры на территории Российской Федерации, там будут совместные или нет, это абхазской стороны никак не касается, это на территории России. Все, что будет проходить на территории грузинского государства, тоже никак абхазскую сторону не будет беспокоить. Абхазская сторона будет четко к грузоперевозчику предъявлять законы Республики Абхазия. И он, если будет соблюдать эти законы, правила, которые приняты абхазским государством, будут соблюдаться, эти товары транзитом по Абхазии будут проходить, и никаких проблем ни у кого не будет.

Мы из Абхазии никогда не делали и не собираемся делать анклав, куда никакой товар не будет проходить. Это грузинская сторона все 25 лет пыталась из Абхазии сделать анклав. Но ситуация показывает, что это сделать не получается.

А.Г.: Чем для Абхазии чревата транзитная торговля между Россией и Грузией?

Грузины должны понять одно – вечных войн не бывает. Есть независимое абхазское государство, и никаких опасностей мы для себя не видим

А.К.: Не торговля между Россией и Грузией. Грузия – такая же транзитная страна, как и Абхазия. Эти товары могут идти из России в Абхазию, в Грузию, в Армению, в Турцию, в Иран. Возможности Абхазии такие же, как и у Грузии. И грузины, и мы на очень интересном участке земного шара находимся. Грузины должны понять одно – вечных войн не бывает. Есть независимое абхазское государство, и никаких опасностей мы для себя не видим. Хотят строго по международным правилам работать с Абхазией, – никаких проблем ни у кого не будет. Самое главное, все, что мы делаем, чтобы это было в интересах абхазского государства, в интересах абхазского народа, тогда у нас все получится.

А.Г.: Наверняка существуют плюсы в открытии транзита для Абхазии. Республика могла бы получать плату за транзит, например. Вы видите еще плюсы?

А.С.: Никогда никакой товар не проходит без платежей. Конечно, мы осознано, еще в девяностые годы при Владиславе Ардзинба, когда мы вводили ставки, очень мизерные, по одной простой причине, чтобы грузоперевозчику было интересно проходить территорию Абхазии. Мы четко, строго в соответствии с нашим законодательством, международным правом будем действовать по отношению к грузоперевозчикам. Тогда мы разрабатывали, и сегодня так же будет. Любые товары, которые будут проходить по территории Абхазии, по транзитной линии, органы государственной власти предпримут все необходимые действия по их безопасности, сохранности, сопровождению и все остальное. Грузинам надо понять, в последнее время наблюдаю их комментарии по транзиту через Абхазию – они очень нервничают. Хотя не нынешняя власть это подписывала, подписывали при Михаиле Саакашвили. Нынешнюю власть пытаются обвинить, что они предают интересы. 25 лет вы боретесь, господа грузины, соседи наши, боретесь с независимостью Абхазии. Вы можете что-то притормозить, но остановить вы не можете. Абхазия идет четко по международному признанию.

Абхазия никогда, ни за какие деньги, никогда не откажется от своей независимости! Абхазский вопрос до сих пор является разменной монетой в борьбе между политическими кланами в Грузии

Да, у нас очень много проблем. Но Абхазия никогда, ни за какие деньги, никогда не откажется от своей независимости! Абхазский вопрос до сих пор является разменной монетой в борьбе между политическими кланами в Грузии, между Саакашвили и нынешней властью. Ничего хорошего из этого не выйдет, они должны понять одну вещь. Они между собой могут ссориться о чем угодно, мы этого не видим и не хотим видеть. Ничего хорошо для них не произойдет, если они будут все время спекулировать абхазским вопросом. Абхазский вопрос закончился и окончательно закрыт 30 сентября 1993 года.

Транзит через нашу территорию – это транзит через территорию независимого государства. Любой грузоперевозчик, пусть он будет из Америки, из Испании, Англии, Грузии, Армении, ему придется иметь дело с органами государственной власти Абхазии. Грузия переживает все время, что мы утверждаемся в плане своей независимости. И все 25 лет они борются с этим, но результата нет. Можно где-то спортсменов заблокировать, танцоров заблокировать, где-то поездку какой-то делегации заблокировать, но это же не решение вопроса.

А.Г.: Какие будут для Абхазии выгоды, плюсы в открытии транзита?

А.К.: Экономического плана, что такое транзитный проход товаров? Это и экономическая выгода, и поступления в бюджет, это признание территории Абхазии как территории, через которую можно проводить эти мероприятия.

А.Г.: Считаете ли вы, что вопрос транзита является важным для абхазского общества и абхазской политики?

А.С.: Нет, я не думаю, что это важный вопрос. Вся наша проблема, в Абхазии можно делать все, но в Абхазии нельзя делать одного, не надо ничего делать скрытно, надо делать публично. Пусть это будет нефть, вода, транзит. Сегодня Абхазия – признанная страна, есть определенные внутренние и внешние риски, которые мы должны обсуждать открыто. Тогда вы найдете поддержку. Но мы должны четко показать, когда у Грузии с Россией закончится переговорный процесс, когда они скажут: «Мы готовы». Мы кажем: «Молодцы, мы вас приветствуем, что вы это подписали, теперь давайте нам перевозчика на нашу территорию». Ему придется подписывать с государственными органами Абхазии документ о перевозке своего товара, это называется таможенная декларация. И он на основании этой таможенной декларации должен будет проходить все таможенные процедуры на территории Республики Абхазия, по законам Республики Абхазия.

А.Г.: Будет ли эта тема важной в ходе президентских выборов?

У нас достаточное количество товаров, которые заходят из России и уходят через абхазские порты. Будут уходить в Грузию, какие проблемы?

А.К.: Не думаю, что она будет стратегическим моментом на президентских выборах. Я, честно говоря, не знаю, насколько это будет интересно на выборах. Это вопрос не наш. Это вопрос между Россией и Грузией, нас это не интересует. У нас достаточное количество товаров, которые заходят из России и уходят через абхазские порты, в том числе и в абхазские порты приходят. Будут уходить в Грузию, какие проблемы? Пусть уходят. Это платежи и все остальное. Но мы на своей территории никаких контролирующих органов ни от какого государства не допустим никогда, ни при каких обстоятельствах.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия