На прошлой неделе в Абхазии разразился маленький скандал после публикации в «Российской газете» информации «В Абхазии составили рейтинг будущих лидеров страны». Она появилась на сайте издания около полудня 5 февраля и сообщала следующее:
«Общественная палата Абхазии совместно с представителями Общественной палаты России и Фонда исследования проблем демократии провела масштабный социологический опрос «Абхазия-2018: общественно-политические процессы и проблемы, волнующие граждан». В течение последних двух месяцев было опрошено около двух с половиной тысяч человек по всей республике, сообщил член Общественной палаты России Максим Григорьев. «Одной из ключевых задач опроса было исследование желания граждан Абхазии видеть новые лица в политике в ближайшие годы. Согласно результатам опроса, среди лидеров оказались экс-министр внутренних дел Рауль Лолуа, набравший 5,19 процента, и молодой дипломат, экс-замминистра иностранных дел Кан Тания с результатом 4,84 процента. А первое место занял российский чиновник абхазского происхождения Инал Ардзинба, за него высказались более 36 процентов респондентов. Также, согласно опросу, граждане Абхазии считают наиболее острыми и опасными для развития общества следующие проблемы: наркоманию (71,87 процента), ДТП (57,14 процента), рост преступности (48,53 процента). Кроме того, по мнению 44,42 процента респондентов, для улучшения инвестиционного климата и активизации экономического роста в Абхазии необходимо провести эффективную правоохранительную реформу. При этом 13,11 процента граждан считают, что для этих целей необходимо уменьшить налоги, 11,01 процента – совершенствовать работу судов. Проведенный опрос также показал, что среди всех мировых лидеров граждане Абхазии больше всего доверяют Владимиру Путину – 91,8 процента. Лидеры США, Китая и ФРГ набрали не более 2,5 процента».
Your browser doesn’t support HTML5
Вообще-то если говорить о рейтинге Путина, о проблемах наркомании, ДТП, преступности и т.д., то возникает мысль: а стоило ли тут «огород городить», то есть опрашивать 2,5 тысячи человек? Несколькими процентами больше или меньше – но всем и так понятно, что рейтинг Путина будет здесь чрезвычайно высок, а перечисленные проблемы волнуют как абхазское, так и многие другие общества.
А вот рейтинги молодых лидеров – как раз то, что не могло не привлечь к себе внимания общественности. И одновременно вызвало скандал. Но скандал, скажем так, подковерный. Люди, не следящие внимательно за СМИ, могли ни на что и не обратить внимания…
Государственное информагентство «Апсныпресс» утром на следующий день опубликовало сообщение «Нателла Акаба: в Абхазии поддержали инициативу Фонда исследования проблем демократии о соцопросе». Вот ее содержание: «Ряд общественных деятелей и волонтеров поддержали инициативу Фонда исследования проблем демократии о проведении социологического опроса «Абхазия-2018: общественно-политические процессы и проблемы, волнующие граждан». Об этом сообщила секретарь Общественной палаты Абхазии, общественный деятель Нателла Акаба. «Исследования общественного мнения очень важны, особенно в таком молодом обществе, как наше. Наши друзья из России предложили провести опрос по разным темам, и я с удовольствием согласилась. Опрос показал восприятие нашими согражданами процессов, которые происходят в нашем обществе. Я проводила обобщения и анализ этих данных. Мы благодарны нашим друзьям из России за такую возможность узнать о тех процессах, которые происходят у нас», – отметила секретарь Общественной палаты. При этом Нателла Акаба отметила, что, поскольку у Общественной палаты не было средств и возможностей для проведения опроса, большую поддержку оказал Фонд исследования проблем демократии».
Но спустя всего несколько часов, в полпятого вечера, на сайте того же ГИА появилось сообщение под заголовком «Общественная палата Абхазии не участвовала в опросе Фонда Максима Григорьева». В нем сказано: «Заместитель секретаря Общественной палаты Абхазии Данил Убирия в беседе с «Апсныпресс» опроверг утверждение, что социологическое исследование Фонда исследования проблем демократии «Абхазия-2018: общественно-политические процессы и проблемы, волнующие граждан», проводилось в сотрудничестве общественных палат Абхазии и России. «Общественная палата Абхазии не принимала участие в социологическом опросе. Я называю это фейком, потому что в Общественной палате никто не занимался выяснением общественного мнения по этому поводу вообще и, тем более, в сотрудничестве с Общественной палатой РФ. Это какая-то провокация», – заявил он».
Я решил связаться по телефону с обоими руководителями ОП Абхазии, но дозвониться смог только до Убирия. Он объяснил, что комментарий секретаря палаты не читал и не знал о нем, а ответил на вопрос «Апсныпресс» соответственно тому, что ему было известно и как он воспринял эту ситуацию. Кстати, эти оба противоречащих друг другу комментария и сейчас размещены на сайте «Апсныпресс».
На эту, мягко говоря, нестыковку, сразу обратили внимание как абхазские, так и российские СМИ. Скажем, поначалу, 5 февраля, Евразия Daily сообщала со ссылкой на упомянутого Максима Григорьева: «Новыми лицами абхазской политики в ближайшие годы станут 28-летний российский государственный деятель абхазского происхождения Инал Ардзинба, экс-глава МИД Абхазии, депутат Рауль Лолуа и бывший замглавы МИД республики Кан Тания. …Большая часть граждан (36,27%) считает Инала Ардзинба «лидером, способным в перспективе возглавить страну, провести экономические, социальные и политические реформы, обеспечить динамичное развитие и процветание Абхазии». А уже на следующий день на том же ресурсе появилось сообщение под заголовком «В Абхазии опровергли участие в «провокации» по выявлению политиков-лидеров». Однако все мои попытки открыть этот текст не увенчались успехом». Каждый раз появлялась надпись «Ошибка»…
На одном из абхазских интернет-ресурсов был помещен, но тут же снят новый комментарий по этому поводу. Я его не успел прочесть, но знакомый, причем из Москвы, специально связавшийся со мной по Фейсбуку, пересказал его содержание.
В общем, с точки зрения человека, который «не в теме», то есть подавляющего большинства интернет-читателей, возникало ощущение некоей бури в стакане воды. Ну, в самом деле, что такого – огласили результаты опроса, у кого-то они совпадают с его субъективными ощущениями, у кого-то – нет. Мало ли…
Но тут надо учесть, что к подобным опросам многие относятся с большим недоверием. Даже если недовольным предъявят переписные листы, они все равно возразят, что проводили опрос избирательно, среди тех, кто обеспечил бы его организаторам желаемый для них результат. И это нельзя будет ни доказать, ни опровергнуть. В данном же случае ОП Абхазии не была непосредственно вовлечена в процесс проведения опроса.
Какими же результатами опроса могут быть недовольны те, кто высказывает сомнения в их достоверности? Поскольку парламентарий Рауль Лолуа сейчас в оппозиции – сторонники исполнительной власти в Абхазии. Тем не менее не думаю, что сыр-бор разгорелся бы из-за его 5,19 процента голосов. И тем более из-за Кана Тания. Те, с кем общался на эту тему, высказывали предположение, что, скорее всего, катавасия возникла из-за недовольства некоторых лиц в Москве в связи с тем, что, согласно этому опросу (или якобы опросу), лидером в нем с большим отрывом стал 28-летний Инал Ардзинба.
Вот несколько строк о нем из Википедии: «1 марта 2017 года Экспертно-аналитический центр Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России составил рейтинг из 60 молодых лидеров до 30 лет, которые представляют страны Евразийского Союза, а также Абхазию и Южную Осетию. В тройку лучших вошел главный советник управления президента России по делам СНГ Инал Ардзинба. 2 июня 2017 года Инал Ардзинба инициировал создание благотворительного движения «Послы доброй воли Абхазии». 11 мая 2018 года стало известно, что Ардзинба уволился из управления АП по сотрудничеству со странами СНГ. 24 октября 2018 года Ардзинба возглавил общественный Совет по делам молодежи при патриархе Кирилле».
По неофициальным данным, уход Инала из управления АП был вызван межличностной борьбой в управлении, и такая версия в данном случае многое объясняет.
Не хочу копаться в деталях этой истории. Единственный вывод, который хотелось бы сделать в завершение: любой, кто берется за подобные опросы с определением имен «будущих лидеров», должен сознавать, что, даже если он и не собирается никого пиарить, обвинения в этом все равно последуют. И уж тем более если нет железобетонных доказательств, что опрос был действительно проведен по всем правилам. Так стоит ли овчинка выделки?
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии