Комиссия по выявлению лиц, совмещающих две и более должности работников бюджетной сферы, выявила 1800 совместителей. Об этом сообщило информагентство «Рес» со ссылкой не председателя комиссии, государственного советника президента Южной Осетии Константина Пухаева.
Совмещение – это еще громко сказано. Сам термин предполагает какие-то труды на каждой из должностей. Здесь же в большинстве случае совмещение формальное, и все сводится к получению дополнительной заплаты. Это такой бонус, которым чиновники наделяют себя, своих родственников, друзей, любовниц.
Из того, что на памяти: в Ленингорском районе был в свое время заместитель начальника РОВД, который числился еще и учителем физкультуры в селении Балаани, что в 35 километрах от поселка. Или, как рассказывают ленингорцы, начальник районного отдела образования по совместительству числился еще учителем танцев и директором школы в Цинагаре, что почти в сорока километрах от райцентра.
Your browser doesn’t support HTML5
Понятно, что весь этот праздник жизни происходит на глазах у жителей республики, где безработица остается одной из главных проблем, говорит югоосетинский блогер Алан Парастаев:
«Это на самом деле проблема. Не только в плане отношения безработных к совместителям, но и в плане качества выполняемой работы. Не редкость, когда в сфере медицины или образования люди трудятся в нескольких местах, и из-за слишком большой нагрузки они уже не успевают качественно выполнять свою работу. На то и существует трудовой кодекс, что там рассчитано, сколько часов и на какой работе человек может работать, не причиняя вред себе и не подвергая риску окружающих. Присутствует здесь и социальный аспект. Совместители вызывают недовольство не только у безработных. Люди видят: кто-то трудится на тяжелых работах за небольшую зарплату, а кто-то бегает из кабинета в кабинет и получает колоссальную по местным меркам зарплаты. Народу это неприятно, тем более когда совмещают государственные должности».
Неслучайно одним из первых обещаний Анатолия Бибилова на посту президента было навести порядок в сфере занятости – забрать ставки у совместителей и трудоустроить безработных, в первую очередь молодежь. Вскоре после этого была создана специальная рабочая группа, а не комиссия, как говорилось в югоосетинских СМИ, которая и занялась выявлением совместителей. При этом, как подчеркивал тогда президент Бибилов, речь не шла о неквалифицированном и низкооплачиваемом труде. Один из участников этой рабочей группы – начальник Управления по внутренней политике при президенте РЮО, юрист Мурат Ванеев:
«Когда мы говорим про совместителей, мы должны обратиться к закону. Закон говорит, что совместительство возможно и разрешено только в свободное от основной работы время. На этом, в принципе, можно поставить точку.
– Что значит в свободное от работы время?
– У тебя основная работа? Там есть график, допустим, с девяти до восемнадцати часов. В это время ты обязан быть на работе, потому что зарплата у нас в основном почасовая. За рамками этого графика, пожалуйста, иди работай».
Мурат Ванеев подчеркивает: не надо путать совместительство с внутренним совмещением. Последнее в югоосетинских условиях неизбежно. Например, в той же медицине, испытывающей дефицит кадров, вполне допустимо совмещать работу хирурга и травматолога, но не травматолога, юриста больницы и водителя скорой помощи. Но и внутреннее совместительство, по словам Мурата Ванеева, должно укладываться в требования трудового законодательства – никто не вправе перегружать человека, подвергать опасности его здоровье. То есть, подчеркивает Ванеев, все должно быть в рамках закона и здравого смысла.
1800 совместителей – это колоссальная для республики цифра. Если даже предположить самый скромный расклад – занятость на не более чем двух должностях, то уже получается 900 освободившихся вакансий с зарплатой в 12-15 тысяч рублей. Это по сметным меркам зарплата госслужащих среднего звена.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия