«Конец света по-абхазски», ежедневно в 11.00

Вчера на всей территории Абхазии начались трехчасовые отключения электроэнергии, которые накануне в полвосьмого вечера «анонсировала» пресс-служба РУП «Черноморэнерго». Текст был такой:

«На сегодня, 19 февраля 2019 года, общая прогнозируемая суммарная выработка ИнгурГЭС и перепадной ГЭС-1 до начала паводка в марте-апреле составит 310 млн.кВт.ч. Прогнозируемое потребление Абхазии в этот период составит 366 млн.кВт.ч. Соответственно, дефицит электроэнергии до начала паводка составит 56 млн.кВт.ч. Уровень воды в Джварском водохранилище на 19 февраля 2019 года составил 434 м и продолжает понижаться в среднем на 1 м и более в сутки. Полная остановка ИнгурГЭС производится на отметке 420 м. Во избежание этого будут введены отключения по всей территории Абхазии. С 20 февраля с 11.00 до 14.00 и далее ежедневно подача электроэнергии на всей территории Абхазии будет прекращаться. Данное ограничение действует до покрытия дефицита путем подачи электроэнергии из РФ».

Your browser doesn’t support HTML5

«Конец света по-абхазски», ежедневно в 11.00

Нельзя сказать, что эта информация прогремела для большинства населения Абхазии как гром среди ясного неба. Еще в начале месяца прошла серия публикаций в СМИ, в которых сообщалось, что уровень воды в Джварском водохранилище может в ближайшее время достигнуть критической отметки. И это несмотря на то, что теплая зима несколько уменьшила потребление электроэнергии, которая в республике, в отсутствие природного газа, в холодное время года в значительной мере тратится на обогрев помещений. Главное же - в районе водохранилища нет дождей, а до таяния снега в горах еще далеко. «Черноморэнерго» и дирекция ИнгурГЭС организовали затем для абхазских журналистов пресс-тур на эту крупнейшую на Кавказе гидроэлектростанцию. Руководство «Черноморэнерго» информировало, что ведутся переговоры с российской стороной о перетоке электроэнергии взаймы из РФ, как это делалось в предыдущие годы (с возвращением ее летом), но нельзя исключать и введения в Абхазии ее временных отключений. И, тем не менее, это вечернее сообщение, «впритык» к началу отключений, застало многих в Абхазии врасплох. (Некоторые, кстати, всерьез надеялись, что прошедшие до этого на морском побережье дожди изменят ситуацию, но знающие люди говорили, что нужны дожди не здесь, а там, далеко в горах, в Цаленджихском районе Грузии.)

Вчера к 11-ти я пришел в Общественную палату республики освещать ее заседание, и когда в пять минут двенадцатого в зале еще светились люстры, среди журналистов прошел шепоток: «Может, пугали нас?» Но в 12 минут двенадцатого свет погас. И отключение действительно произошло повсеместно от Псоу до Ингура.

Примечательно, что процитированный текст пресс-службы «Черноморэнерго» был без заголовка, но один из сайтов, поместивший его, решил озаглавить его так: «С 20 февраля вводятся веерные отключения по всей территории Абхазии». И это побудило одного из форумчан вполне справедливо отреагировать: «Когда в сегменте абхазских интернет-сайтов появятся грамотные редакторы?! Веерные отключения по всей территории Абхазии – не то же самое, что отключение электроэнергии на всей территории Абхазии! Достала уже безграмотность во всем». Судя по всему, невнимательный редактор просто привык к веерным отключениям в предыдущие годы.

Они нередко бывали в трудное во всех отношениях послевоенное время, но наиболее памятны нам те, что пришлось пережить три года назад. 3 февраля 2016 года в публикации на «Эхе Кавказа» «Веер», от которого слишком холодно» я писал: «Вот уже неделю на всей территории Абхазии проводятся веерные отключения электроэнергии – два раза по два часа в сутки, ночью и днем, то есть в сумме на одну шестую часть суток. И продлится это, как объявлено, еще два с половиной месяца, аж до 15 апреля». Правда, отменили «веер», помнится, все же раньше. Но за время отключений мне пришлось каждый будний день мотаться по городу: у меня был тогда «дохлый» ноутбук, практически без зарядки, и чтобы успеть набрать текст репортажа для «Эха Кавказа», в 12 дня, когда дома отключали электричество, ехал с ним в другой сектор города, где мой офис и где электричество как раз давали, чтобы через два часа вернуться домой… И вот подобным образом, знаю, выкручивались многие, кому без электричества работать нельзя…

Естественным вопросом, с которым я вчера и сегодня обращался почти ко всем своим знакомым, был: «Если отключения для экономии потребляемой электроэнергии неизбежны, то какие вас больше устраивают – веерные или такие, как сейчас, – повсеместные». Отвечали по-разному. Во-первых, нынешние отключения пока только начались, и пока еще у многих не сложилось полного впечатления от них. Во-вторых, многое зависит от рода занятий человека.

Могу только предполагать, чем руководствовались принимавшие решение о нынешнем графике отключений. Возможно, прежний опыт показал, что ночные отключения малоэффективны (если в квартире или доме работает только один электронагревательный прибор). Возможно, исходили из того, что отрезок с 11 до 14 часов приходится на самое светлое и теплое время суток и к обеденному перерыву просто присоединяется еще два часа.

Благо, сегодня и особенно вчера полуденное время в Сухуме было солнечным и довольно теплым. Поэтому набережная заполнялась людьми, решившими использовать время, которое им было невозможно посвятить работе, для продолжительного моциона.

Есть в Абхазии и такие предприятия и организации, которые в свое время озаботились установкой дизелей для автономной выработки электроэнергии. Но подавляющему большинству пришлось вносить коррективы в устоявшийся порядок работы. В одном из местных интернет-изданий посыпались репортажи – о том, как, скажем, на три часа останавливаются днем троллейбусы, как в отдельных хлебопекарнях, без дизеля, переходят на ночной режим работы, как подготовились к работе в условиях отключений электричества медучреждения, школы, детсады. Выяснилось, что средний объем реализации баллонов сжиженного газа хозяйствами госкомпании «Абхазтоп» до отключений электроэнергии составлял в среднем две тонны в день, а теперь вырос в полтора раза.

Как известно, недавно, в декабре 2018 года, после капитального ремонта за счет финансовых средств зарубежных инвесторов начала работу Сухумская ГЭС. Но ее мощность составляет лишь 19,6 мегаватт. Это достаточно для подпитки Сухума и Сухумского района в пиковые часы потребления электроэнергии и выравнивая ее потока. Но в часы прекращения подачи электротока с ИнгурГЭС СухумГЭС тоже останавливается, так как нагрузки на нее оказываются больше, чем она может нести.

Прекращается в это время и подача питьевой воды, поскольку все насосные станции в Абхазии работают на электрических двигателях. Это сообщение, размещенное на одном из абхазских сайтов, вызвало взрыв негодования какого-то форумчанина: «А когда постоянная подача кислорода прекратится? Что бы через раз дышали? Может, нас уже расстрелять – и все на этом? И вам хорошо, и нам спокойно». Другой подхватил этот иронический тон: «Все насосные переведем на паровые двигатели. Еда на кострах, жизнь при свечах - полная романтика в современном туристическом тренде. Приток туристов придется искусственно ограничивать, будем пускать по пропускам и по предварительным заявкам».

Схожая реакция была и некоторых на первоначальное сообщение о графике отключений электроэнергии: «Если отключать ночью, это будет слишком удобно для населения, а такая задача не стоит, по всей видимости, перед теми, кто принимает такие решения» Предсказуемо много было откликов обозленных, но малосведущих форумчан, вплоть до конспирологических изысканий некоторых: «Долго действительно не было дождей, но не отключали. А тут недавно прошел дождик, соответственно, уровень воды должен был подняться. И отключают! Все-таки похоже на спланированную акцию с определенными целями и задачами. И причина, как мне кажется, недостаточный уровень воды – искусственно сфабрикованная. Вот где на митинги выходить надо, потому что дурят...дурят… дурят».

На этом фоне лучом здравомыслия показался короткий обмен мнениями пользователей Фейсбука. Одна знакомая молодая журналистка разместила на своей страничке плакат, призывающий экономить электроэнергию, предварив его словами: «Скажите честно, друзья. А вы экономите свет? Думаете, как лампочка в вашем туалете связана с нынешними отключениями?» Она-то в теме, знает, как безалаберно расходуется у нас почти халявная, а для тех, кто 25 лет не платит за нее, и просто халявная электроэнергия. Ее поддержали: «Уже давно перешел на энергосберегающие лампы. На старте они были дорогие и долго разогревались. Теперь эпоха светодиодов. И, на радость хозяевам, с теплым освещением. На каждой люстре экономия почти полкиловатта! И энергосеть не гружу, и стабилизатор. Пора всем перейти! Начать надо с госучреждений»; «Если все начнут оплачивать счета за электроэнергию и перестанут жить на халяву, то и экономить не придется!»

Человек, конечно, ко всему привыкает. Можно привыкнуть на время и к этим трехчасовым отключениям. Но меня мучает вот какой вопрос. После распространения нынешней зимой заболеваний «свиным гриппом» от многих уже услышал: «Осенью, наверное, все же пройду вакцинацию и детей поведу». А вот таких же обещаний «прозревших» экономить электричество и начать платить за него что-то не слышал. Ну, не хотят они прозревать, предпочитают кивать на окружающих: а они?

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия