На заседании парламента Абхазии сегодня пытались создать две парламентские комиссии: по расследованию деятельности госкомпании «Черноморэнерго» и по изучению экономической эффективности и экологической безопасности разведки и добычи нефти в Абхазии. Удалось договориться до создания только одной из них – по энергетике. Комиссию по нефти создать не смогли, ни один из двух предложенных проектов не набрал необходимого большинства голосов.
Заседание сессии парламента началось с внесения изменения в закон «О праздничных и памятных днях». Теперь 27 февраля будет считаться днем работников СМИ. День будет праздничным, но рабочим.
Депутаты внесли изменения в закон «О международных договорах Республики Абхазия». И если ранее можно было вносить в них поправки и исправлять ошибки без ратификации парламентом, то, в соответствии с предлагаемым нововведением, депутаты должны будут их одобрять. Проект был принят в первом чтении.
Your browser doesn’t support HTML5
Более часа депутаты обсуждали: изменять правила тонировки стекол автомашин или не изменять, а если изменять, то на какой процент? Суть предложения заключалась в том, чтобы разрешить задние стекла тонировать настолько, насколько хочется владельцу автомашины. Лобовое стекло в верхней части не более чем на 10%, а вся долгая полемика развернулась вокруг боковых стекол. Сейчас действует норма их тонировки не менее 30%, а светопроницаемости – не менее 70%. Депутат Алмас Джапуа предложил изменить эти показатели на обратные: не менее 30% светопроницаемость, и не менее 70% – тонировка.
Депутаты долго спорили о том, как в мире люди тонируют стекла. Кто-то не видел никаких аргументов в пользу предлагаемого изменения и заявлял, что голосовать за предложение не будет. Кто-то говорил, что это предложение решит вопрос с коррупцией в органах ГАИ и предлагал этот замечательный закон немедленно принять. Нашлись и такие, кто захотел увидеть заключение ГАИ по этому вопросу, которого не было в обосновании. Ну, а наиболее пессимистично настроенный депутат констатировали факт: ни тот закон не исполняется – все тонируют свои стела как хотят, – и этот не будет исполняться. Несмотря на разнобой мнений и критику, закон приняли в первом чтении.
Далее депутаты всерьез взялись за деятельность Республиканского унитарного предприятия «Черноморэнерго». Все началось с «дела майнеров», которых госкомпания «Черноморэнерго» в соответствии с решением кабмина отключила от электроснабжения. Майнеры пожаловались в парламент, депутаты приняли их беду близко к сердцу, как собственную. Они призвали руководство «Черноморэнерго» и представителей кабмина на расширенном заседании комитета по экономической политике отчитаться, но отчет их не удовлетворил. Так возникла идея, которую обосновала и презентовала депутат Наталья Смыр: «Достаточно большое количество было задано вопросов, парламент не услышал обоснованные и аргументированные ответы на заданные нами вопросы, и комитет пришел к выводу, что необходимо создать комиссию по парламентскому расследованию деятельности «Черноморэнерго». Для целей всестороннего и объективного расследования привлечь независимых экспертов и специалистов. Срок проведения парламентского расследования – три месяца с момента принятия данного постановления».
Смыр заявила, что сам гендиректор «Черноморэнерго» Аслан Басария настаивал на создании парламентской комиссии по расследованию деятельности вверенной ему госкомпании.
Депутат Дмитрий Дбар сообщил, что у него возникли вопросы по перетоку электроэнергии из Российской Федерации, его волнует, почему в Абхазии отключается свет, почему не хватает энергии, он хочет понять, нужен ли стране вообще этот переток.
Спикер парламента Валерий Кварчия напомнил коллегам, что по криптовалюте и майнерам уже есть одна парламентская комиссия, к тому же в настоящее время деятельность «Черноморэнерго» проверяет Контрольная палата Республики Абхазия и хорошо бы дождаться окончания этой проверки.
Представитель Контрольной палаты сообщил, что с сентября 2018 года проводится аудит финансово-хозяйственной деятельности, эффективности и целевого использования бюджетных средств в «Черноморэнерго» за 2016, 2017 и 2018 годы. Аудитор должен был завершить проверку в феврале, но просил продлить срок на месяц.
Депутаты ждать завершения проверки не захотели и проголосовали за создание парламентской комиссии.
Создав одну комиссию, приступили к другой – «по изучению вопроса об экономической эффективности и экологической безопасности геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на территории Республики Абхазия». На рассмотрение парламенту было вынесено два проекта. Один – от депутата Алмаса Джапуа, в котором предлагался один состав и было требование приостановить деятельность компании «Апсны-ойл». Второй – от депутата Астамура Тарба, в котором предлагался другой состав комиссии, она и должна была сделать заключение о том, нужно приостанавливать деятельность компаний по разведке и добыче нефти или не нужно.
Аслан Бжания заявил, что нефтедобывающие компании «не торговые лавки, чтобы их вечером закрывать, а утром открывать!»
Одни высказывались за то, что надо деятельность по разведке и добыче нефти приостановить, а другие – за то, чтобы не приостанавливать. Спорили долго и шумно. Голосование положило конец всем спорам. Проект Джапуа поддержали 17 депутатов, проект Тарба – 15. Ни один не набрал требуемого большинства голосов. Против каждого проекта проголосовали по три депутата, остальные воздержались.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия