Три югоосетинские партии, недавно объявившие о намерении создать предвыборный альянс, выступили с заявлением, которое удивило многих. В нем Давид Санакоев, Алан Алборов и Алан Гаглоев говорят о преодолении недопонимания партии «Ныхас» с Министерством юстиции. Кроме того, по их словам, будут созданы определенные условия для регистрации «Аланского союза». Любопытно, что при этом лидер партии Алан Гаглоев выбывает из парламентский гонки.
Заявление Давида Санакоева («Новая Осетия»), Алана Алборова («Ныхас») и Алана Гаглоева («Аланский союз) сегодня распространили все государственные СМИ в Южной Осетии. Политолог Дина Алборова обращает внимание на тревожную тональность обращения, в котором говорится, что «за последнее время в республике наметилась тенденция повышения уровня общественно-политической напряженности, что и потребовало улучшения диалога между участниками политического процесса». Итогом «улучшенного диалога» стало то, что «имевшееся ранее недопонимание во взаимоотношениях политической партии «Ныхас» с Министерством юстиции было преодолено. Кроме того, будут создаваться определенные условия для регистрации политической партии «Аланский союз» в Министерстве юстиции». При этом «бывшие члены партии «Аланский союз» во главе с Гаглоевым А.Э. выходят из состава политической партии «Ныхас» и будут идти на выборы депутатов парламента РЮО в качестве кандидатов по одномандатным округам. В этой связи Алан Гаглоев принимает решение не баллотироваться на предстоящих выборах депутатов парламента».
Your browser doesn’t support HTML5
Скорее всего, отмечает Алборова, это говорит о существовании договоренностей между лидерами трех партий и парламентским большинством в лице «Единой Осетии», то есть власти с триумвиратом. Она назвала заявление политиков шоковым, фактически признающим отсутствие закона в Южной Осетии:
«Меня беспокоит фраза в этом заявлении, что недопонимание во взаимоотношениях между политической партией «Ныхас» с Министерством юстиции было преодолено. Что будут создаваться определенные условия и для регистрации политической партии «Аланский союз». Почему по договоренности с властью вдруг это стало можно? То есть мы опять приходим к той ситуации, когда здесь главенствует не закон, а власть, которая диктует, кому можно, а кому нельзя. Вот этим заявлением мне прямо сказали еще раз, что в этой стране, если даже есть закон, то он не работает, что не работают его механизмы, что все это неважно, потому что они работают для одних, но почему-то не работают для других. Что здесь другие приоритеты. Что здесь не верховенство закона, а верховенство властных структур».
Решение Алана Гаглоева, лидера «Аланского союза», не принимать участия в парламентских выборах политолог тоже объясняет договоренностями с властью, которая в обмен «дарит» ему регистрацию партии. Видимо, предполагает Алборова, действующая власть, испугавшись поддержки Гаглоева и конкуренции с ним, предпочла договариваться. Политолог считает, что уговорить критика власти сойти с дистанции могли только методами давления:
«Не знаю, почему Гаглоев согласился, но, честно говоря, первое слово, которое пришло на ум, – это «шантаж». Но я не могу утверждать этого. Что-то, видимо, есть (слабое место), на что и идет это давление. Но это явно давление. Это явно очень большое давление, которое оказывается на все три вот эти политические силы. То, что заявление подписано всеми тремя партиями, это мне говорит о том, что нет раскола, что это результат давления и что у них нет другого выхода. И это совместное решение. Видимо, это самый оптимальный выход».
Гаглоева фактически хоронят как политика, убеждена Дина Алборова, так как для политика, который показал неплохой результат на президентских выборах, было бы логичным продолжить успех на парламентских: «Безусловно, если он не будет участвовать в этих выборах, то его «убивают» в политическом смысле этого слова».
Сам триумвират объясняет уход главы «Аланского союза» «неблагоприятной ситуацией, сложившейся вокруг Гаглоева А.Э. из-за нечистоплотности отдельных лиц из числа прежнего руководства республики».
В беседе с «Эхом Кавказа» Алан Гаглоев так объяснил происходящее:
«В политике договороспособность и умение выполнять взятые на себя обязательства являются одним из основополагающих качеств. В январе этого года мне стало известно, что в период президентской кампании 2017 года тогдашний президент Леонид Тибилов без моего ведома преподнес меня как технического кандидата, готового при необходимости снять свою кандидатуру с выборов. В дальнейшем, когда я, естественно, отказался снимать свою кандидатуру, Леонид Тибилов преподнес это как мой отход от договоренностей, который привел к нежелательному для него результату. Эти обстоятельства крайне отрицательно повлияли и до сих пор влияют на мои взаимоотношения с участниками политического процесса».
Президент Анатолий Бибилов не преминул воспользоваться ситуацией, чтобы еще раз заявить о правильном и непоколебимом курсе действующей партии. Выступая сегодня на отчетном совещании Министерства юстиции, он рассказал о встрече с лидерами трех партий, выступивших против «Единой Осетии»:
«Они выступили с единственной платформой против партии «Единая Осетия». У меня состоялась встреча с лидерами этих партий, в ходе которой я спросил их: они идут на выборы бороться с «Единой Осетией» или делать конкретные, реальные шаги по реализации проектов, направленных на улучшение жизни людей», – заявил югоосетинским президент.
Анатолий Бибилов призвал не будоражить народ:
«Хватит будоражить народ! Необходимо работать вместе, реализовывать Инвестиционную программу, строить республику по собственному пути развития», – подчеркнул он.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии