В Цхинвальском городском суде продолжается рассмотрение громкого дела экс-министра связи Южной Осетии Георгия Кабисова. Обвинение представило суду видеозапись опроса его бывшего заместителя Дмитрия Ивако. Адвокат Кабисова счел его бездоказательным.
Судебное заседание началось с ходатайства адвоката Георгия Кабисова, которое касалось показаний его бывшего заместителя Дмитрия Ивако. Обеспечить сегодня опрос свидетеля Ивако по скайпу, как сказал прокурор Эдвард Джиоев, не удалось, но сторона обвинения была готова зачитать его показания и показать их запись, которая была сделана посредством интернет-связи.
Адвокат Икрамжан Раматов заявил, что впервые в своей адвокатской практике сталкивается с доказательством подобного рода. «До чего должна дойти фантазия следователя, чтобы произвести такое действие, которое не предусмотрено нормами процессуального закона», – удивлялся он:
«Ваша честь, доказательство, которое хочет представить государственный обвинитель, находится в томе номер четыре. Доказательство называется «протокол просмотра, прослушивания и осмотра видеофонограммы». Если мы посмотрим на часть 2 статьи 74 УПК РФ, наверное, мы не найдем даже наименования такого действия. Есть понятие «протокол осмотра предметов». То есть название это говорит о том, что не предусмотрено УПК и не является доказательством. Вопрос в том, что защита полагает, что государственный обвинитель в данном случае пытается представить на исследование в суд недопустимые доказательства. По мнению защиты, это доказательство носит явно фальсифицированный характер».
Your browser doesn’t support HTML5
Судья Инал Тибилов пояснил, что может рассмотреть ходатайство только после исследования представленных прокуратурой материалов, чтобы дать им правовую оценку. Ответил Раматов и на заявление прокурора о том, что Дмитрий Ивако дает самоизобличающие показания:
«Если мы посмотрим (материалы), то это называется «протоколом прослушивания». Но если посмотрим по тексту, там идет протокол допроса некоего Ивако. Прежде чем должен был быть просмотр, наверное, должен быть и письменный носитель. Ваша честь, где должны быть, по крайней мере, анкетные данные человека, который опрашивается или допрашивается. По крайней мере, до него должно быть доведено положение статьи 51 УПК РФ или положение статьи 49, где конкретно указано, что он имеет право не свидетельствовать против себя и близких родственников. Я почему это сказал? Сейчас мы услышали опрос прокурора о том, что Ивако дает самоизобличающие пояснения или показания... Так соответствует ли такое пояснение или показание тем нормам, о которых я упомянул?»
Прокурор Джиоев начал зачитывать расшифровку показаний Ивако, что заняло около часа. Ивако в основном свидетельствовал против брата экс-президента Роберта Кокойты и изобличал Валерия Кочиева. Того самого, по заявлению которого и было возбуждено уголовное дело против Георгия Кабисова. Сам экс-министр в показаниях упоминался лишь мельком, а масштаб якобы коррупционных схем, о которых говорил Ивако, затрагивал настолько серьезные персоны, что присутствующие в зале понимали: этот клубок вряд ли посмеет распутать югоосетинская прокуратура. Среди замешанных в сомнительных схемах Ивако называл и российских чиновников, и сотрудников российских спецслужб. «Все смешалось – люди, кони», – саркастически заметил кто-то уже после заседания.
Георгий Кабисов, увидев в зале суда представителей государственных СМИ, не мог скрыть раздражения:
«По тому, что сейчас происходит, я это считаю заказным дешевым шоу. Считаю так еще и потому, что именно в тот момент, когда меня в очередной раз хотят облить грязью, здесь оказались журналисты. Я просил журналистов прийти сюда полтора года, и суд ни разу моих ходатайств не удовлетворил. Вы сами видите, кто здесь. Я, конечно, против них лично ничего не имею, все они мои старые друзья. Тем не менее именно в то время, когда обвинение хочет меня облить грязью в очередной раз, здесь находятся три сотрудника комитета печати».
Во время перерыва экс-министр уже спокойно общался с бывшими коллегами, понимая, что они могли попасть на заседание по личной инициативе, а не по заданию. «По заданию» в зале всегда сидят сотрудники администрации президента, Комитета госбезопасности, и пару раз был замечен представитель Уполномоченного по правам человека при президенте РЮО.
В беседе с «Эхом Кавказа» Георгий Кабисов уже в который раз призвал власти отказаться от бездоказательного преследования:
«Как я говорил и ранее, это фарс, не говоря об абсурде. Я думал, что такое может происходить где-то в Сомали, а, оказывается, возможно и в Южной Осетии. Меня закидывают всякими нелепицами, которые ни что иное как художественный вымысел. До сегодняшнего дня нет никаких доказательств. Я призываю власти все-таки отказаться от этого преследования и разумно подойти ко всем этим якобы делам. Ну, элементарно, у осетина должна быть честь. Я призываю, чтобы они не отходили от всего этого. Потому что не сегодня так завтра за все нехорошие дела придется отвечать».
Следующий процесс по делу экс-министра связи Георгия Кабисова состоится уже завтра.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии