Грузинские политики начали готовиться к предстоящим парламентским выборам 2020. Создаются даже новые партии, которые планируют присоединиться к уже существующим оппозиционным объединениям. Бывшие «мечтатели», а именно, депутат Эка Беселия и ее последователи, отказываться от борьбы за власть тоже не собираются. Быть в хорошей форме обещают к выборам и представители правящей силы.
«Парламентские выборы в 2020-м выиграет новая сила», – заинтриговала Эка Беселия сегодня журналистов. Возглавит ли эту новую силу она сама, Беселия уточнять не стала. Чуть ранее ушедшая со скандалом из правящей силы «Грузинская мечта» депутат Беселия не исключила возможность создания другой политической платформы вместе с теми, кто также решил покинуть парламентское большинство и ряды «Грузинской мечты».
Правящая сила, утеряв конституционное, пока сохраняет простое большинство, несмотря на то, что «Мечта» сегодня официально лишилась одной (из восьми) фракции – «Социал-демократов». Коба Нарчемашвили вслед за Гией Жоржолиани и Мирианом Циклаури заявил об уходе из парламентского большинства.
Your browser doesn’t support HTML5
Что бы ни говорили оппоненты, правящая сила «Грузинская мечта» обещает предстать, а потом и победить в обновленном виде на предстоящих парламентских выборах в 2020-м. Но оппозиция сквозь оставшиеся два года уже видит крах «Грузинской мечты». Об этом говорила накануне лидер новоиспеченной партии «Закон и справедливость» Тако Чарквиани:
«Господин Иванишвили должен уйти. Должно прийти коалиционное правительство. И мы уже начали консультации с объединенной оппозицией».
Тако Чарквиани, дочь известного в Грузии поэта Джансуга Чарквиани, в Грузии помнят сначала как сторонницу Эдуарда Шеварднадзе, потом – президента Саакашвили. Но, как сама она вчера заявила на презентации своей партии, ближе всего ей, оказывается, первый президент Грузии Звиад Гамсахурдия, а, соответственно, и его семья. Тем не менее вместе со своей партией она намерена присоединится к объединению «Сила в единстве», которое ассоциируется с «Нацдвижением».
Во втором туре прошедших президентских выборов в пользу кандидата данного объединения Григола Вашадзе голосовали бывшие «националы», а теперь – представители «Европейской Грузии». О перспективах и планах своей партии говорил сегодня депутат Отар Кахидзе:
«К 2020 году «Европейская Грузия» будет одним из важных (политических) центров: не третьей или четвертой силой, а альтернативой «Грузинской мечте».
«Европейская Грузия», наряду с «Нацдвижением», объединившим вокруг себя более 20 партий, добивается, чтобы в 2020 году выборы состоялись лишь по пропорциональной избирательной системе, но «Грузинская мечта» намерена отменить мажоритарную систему выборов только в 2024-м, о чем говорится в отредактированной «Мечтой» Конституции Грузии. Для инициирования конституционных поправок оппозиционеры начали сбор подписей. 200 тысяч подписей, необходимых для поправки, как сказал один из авторов инициативы, лидер «Новых правых» Мамука Кацитадзе, будут собраны уже к концу мая.
Примечательно, что с этим требованием оппозиция выступала и перед парламентскими выборами в 2016 году. Но безрезультатно.
«Сейчас другая ситуация. Тогда инициаторами были 12, сейчас 20 партий. К тому же оппозиция намерена вести активную кампанию, и вместо 200 тысяч подписей собрать миллион. В условиях распада «Грузинской мечты» правящей силе будет трудно отказать своим гражданам. Но если она все-таки пойдет на это, в 2020-м ей пройдется заплатить очень дорогую политическую цену», – сказал Кацитадзе.
Теоретически у оппозиции есть шанс, полагает доктор политических наук, ассистент-профессор ТГУ Звиад Абашидзе. В то же время он указывает на ставшую уже традиционной черту грузинской оппозиции – алогичность и непоследовательность:
«Сложно судить, насколько оппозиционные партии смогут между собой найти общий язык. И второе: насколько эти партии смогут наладить хорошие отношения с избирателем. Ни одна из политических партий, которые сегодня представлены в Грузии, не пользуется каким-либо особенным авторитетом. За ними в прошлом стоит очень много моментов, которые им мешают развиваться и идти вперед».
По мнению Звиада Абашидзе, несмотря на множество старых и относительно новых партий, борьба за власть все-таки будет между двумя силами:
«Все зависит от того, насколько «Европейская Грузия» и «Нацдвижение» смогут хорошо мобилизовать оппозиционные голоса. У нас приблизительно такая ситуация, как во время президентских выборов 2018. Если правящая партия сможет остановить распад команды, она сможет сохранить власть. Но, наверное, «Грузинская мечта» уже не сможет сохранить большинство, это исключено».
По мнению политолога, процесс перегруппировки сил пока имеет хаотичный характер и это затрудняет возможность прогнозировать. В чем не сомневаются грузинские наблюдатели, так это в том, что за власть в 2020 году будет идти жесткая борьба. Президентские выборы прошлой осенью, особенно перед вторым туром, показали, на что готовы пойти власть и оппозиция для достижения цели.
У современной грузинской политики есть еще одна особенность: несмотря на невероятные попытки партии, стоящей на тот момент у власти, ни одной из них не удалось пока добиться того, чтобы грузинский избиратель проголосовал за третий срок ее правления.