Доклад, посвященный соблюдению прав человека на территории Грузии, опубликованный Госдепартаментом США, стал поводом для острой дискуссии. Между тем внушительная часть 47-страничного документа посвящена проблемам людей, проживающих на территории Абхазии и Южной Осетии, а также населенных пунктов, прилегающих к разделительным линиям.
Убийства, произвол, незаконные задержания и пытки – немалая часть доклада Госдепартамента США по правам человека в Грузии посвящена проблемам с соблюдением основных свобод на территориях, неподконтрольных официальному Тбилиси. Американские дипломаты заострили внимание на сообщениях о систематических нарушениях и преступлениях со стороны российских военных и силовых структур самопровозглашенных республик Абхазия и Южная Осетия. В документе, опубликованном на официальном сайте Госдепа, сказано:
«Тема соблюдения прав человека включала и вопрос произвольных задержаний и лишения жизни российскими и де-факто властями граждан, проживающих вдоль административных границ с оккупированными Россией регионами Абхазии и Южной Осетии; незаконное вмешательство в личную жизнь; обвинения в коррупции высокопоставленных местных чиновников».
Your browser doesn’t support HTML5
При этом в докладе подчеркивается, что де-факто власти Абхазии и Южной Осетии остаются вне контроля со стороны центрального правительства Грузии и «поддерживаются несколькими тысячами российских военнослужащих и пограничников, оккупировавших эти районы».
Составители документа сообщают об участившейся практике «штрафов» за пересечение так называемой государственной границы. По данным Миссии наблюдателей Евросоюза по состоянию на ноябрь 2018 года, доподлинно известно о 14 лицах, задержанных вдоль разделительной линии с Абхазией, и 92 задержанных на административной границе с Южной Осетией. Также говорится о достоверных сведениях, подтверждающих, что в некоторых случаях местные югоосетинские или российские «пограничники» переходили на контролируемую правительством Грузии территорию для задержания людей.
Среди позитивных моментов дипломаты констатируют соблюдение режима прекращения огня с 2008 года. Но тут же указывают на то, что российские пограничники ограничили передвижение местного населения. Особо отмечается, что, хотя официальной информации о положении в области прав человека и гуманитарной ситуации в Южной Осетии и Абхазии было мало из-за ограниченного доступа, сообщения о злоупотреблениях участились:
«Де-факто власти оккупированных Россией регионов Абхазии и Южной Осетии ограничили права этнических грузин голосовать или иным образом участвовать в политических процессах, владеть имуществом, регистрировать предприятия и путешествовать. Де-факто власти Южной Осетии отказались разрешить большинству этнических грузин, изгнанных из-за конфликта 2008 года, вернуться в Южную Осетию. В то же время для жителей Ахалгорского района существовала специальная договоренность о пересечении границы. Де-факто власти не разрешили большинству международных организаций регулярно посещать Южную Осетию для оказания гуманитарной помощи. Продолжается «бордеризация» со стороны России, все больше отделяющая жителей от их родных сообществ и средств к существованию».
Что касается Абхазии, то, как констатируют американские дипломаты, правовая система самопровозглашенной республики отказывает этническим грузинам, покинувшим Абхазию до, во время или после войны 1992-93 годов в праве на имущественные претензии этнических грузин, тем самым лишая внутренне перемещенных лиц их имущественных прав на территории Абхазии.
Схожая ситуация и в Ахалгорском районе. В частности, в 2010 году де-факто власти Южной Осетии признали недействительными все документы на недвижимость, выданные правительством Грузии в период с 1991 по 2008 год, касающиеся собственности в Ахалгорском регионе. В указе также было объявлено, что вся собственность в Ахалгори принадлежит де-факто властям до тех пор, пока в соответствии с «законом» не будет установлено право «гражданина» на эту собственность, что фактически лишает этнических грузин, перемещенных в 2008 году, их прав собственности в регионе.
Сложная ситуация сохраняется и в отношении прав этнических грузин, проживающих на территории Гальского района Абхазии:
«В марте 2017 года де-факто власти Абхазии закрыли два контрольно-пропускных пункта через административную границу. Поскольку доступ на территорию, находящуюся под контролем правительства (Грузии), стал более ограниченным, а посещение семей и друзей, проживающих за пределами оккупированных территорий, стало сложнее, закрытие пунктов пропуска привело к еще большему обнищанию и изоляции населения нижней части Гальского района. Закрытие пунктов пропуска также не позволило детям посещать занятия на родном для них грузинском языке по всей протяженности линии разделения».
Запрет на преподавание на грузинском языке на оккупированных территориях вынесен в отдельный пункт. В частности, отмечается, что в Гальском районе Абхазии были закрыты сельские школы, этнических грузин заставили учиться исключительно на русском языке. При этом де-факто власти уволили учителей-грузин, которые, как было отмечено, недостаточно владеют русским языком. Такая же практика, по информации американских дипломатов, наблюдается в Ткварчельском и Очамчирском районах. Запрет на обучение на родном языке повлиял на качество образования.
По данным правительства Грузии, по состоянию на август 2018 года в результате конфликтов 1992-93 и 2008 годов на территории Грузии насчитывается приблизительно 280 000 вынужденных переселенцев. В то же время, по оценкам УВКБ ООН, статус вынужденно перемещенных лиц имеют 235 176, из которых около 50 тысяч нуждаются в защите и гуманитарной помощи.