Вокруг села Хурвалети весь сегодняшний день не спадало напряжение. Днем появилась информация о том, что в грузинском селе, расположенном вдоль разделительной линии с самопровозглашенной республикой Южная Осетия, появились российские пограничники в масках. Десятки гражданских активистов направились в сторону села, чтобы остановить их, так что грузинским правоохранителям пришлось выстроиться в живой кордон, чтобы их не пропустить. Грузинские власти заявляют, что поводов для беспокойства, и тем более выступлений, никаких нет.
«Нет там спокойствия, если там спокойно, почему вы нас не пропускаете?» – возмущались гражданские активисты, пытаясь преодолеть кордон полицейских на дороге к селу Хурвалети.
Журналисты и активисты решили направиться в село после того, как днем на своей странице Facebook жительница села Хурвалети Людмила Салия написала:
«SOS! Просим о помощи! В Хурвалети вошли российские оккупанты и заняли окраину села. Обратите на нас внимание, помогите! В Хурвалети во дворах жителей стоят российские оккупанты».
Your browser doesn’t support HTML5
За считанные минуты ее постом поделились несколько тысяч человек. Вскоре представитель антиоккупационного движения «Сила в единстве» Давид Кацарава уже стоял у входа в село и, ведя прямой эфир в соцсетях, призывал граждан защитить село от наступления российских оккупантов:
«Ситуация крайне напряженная, крайне сложная. Мы требуем, чтобы все правительство, весь гражданский сектор прибыли сюда, потому что русские опять отнимают у нас земли».
Взволнованному и возмущенному Давиду Кацарава и пришедшим вместе с ним активистам, которых становилось все больше и больше, полицейские запретили въезд в село. Ограничение коснулось и журналистов.
К тому времени СГБ Грузии, а вслед за ней и Миссия наблюдателей ЕС опровергли информацию о нахождении российских пограничников в селе Хурвалети, контролируемом грузинскими властями. Но активисты не хотели расходиться. Увидеть своими глазами, что происходит в Хурвалети, желали и журналисты.
Последним спустя несколько часов ожидания разрешили войти в село, рассказывает местный корреспондент Радио Свобода Гога Апциаури:
«Большинство местных жителей не пожелали рассказать о том, что было на самом деле. Полиция, сопровождающая журналистов, в целях безопасности не пустила нас к тому месту, где в феврале представители оккупационных сил поставили вышку, хотя раньше у нас была такая возможность. С расстояния 30-40 метров мы смогли сделать фотографии того участка, на котором, предположительно, были замечены российские пограничники в масках».
На том, что российские пограничники находились на контролируемой грузинскими властями территории, настаивает только Людмила Салия:
«Я посмотрела и увидела их (российских пограничников) стоящих с растопыренными ногами, с автоматами и с масками на лицах. Они заняли новую территорию. Их было как минимум человек восемь. Они стояли перед вышкой, в саду Батонисашвили. Когда во второй раз я туда подошла, их уже там не было, кажется, их заставили отодвинуться обратно».
Об обратном говорил журналистам находившийся в Хурвалети заместитель главы аналитического департамента СГБ Ираклий Антидзе:
«Никакого инцидента не было зафиксировано, так же, как не зафиксированы и новые попытки бордеризации. Как видите, на месте патрулирует наблюдательная миссия ЕС, у нас с ними постоянная связь. Кроме того, хочу призвать всех воздержаться от любого действия или заявления, которые могут послужить провокацией и создать угрозу безопасности на месте».
К сдержанности и осторожности призывала общество и госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия Кетеван Цихелашвили:
«Никакого инцидента не было. Да, наши территории оккупированы, да, за колючими ограждениями, к несчастью, стоят российские солдаты, расположены очень мощные военные базы. В этих условиях нашей жизненно важной задачей является избежать любую провокацию. Поэтому от этой ответственности не освобождены ни политики, ни власть, и ни активисты».
Тем не менее активисты движений «Сила в единстве» и «Россия – оккупант» остаются у полицейского поста к въезду в Хурвалети, требуя разрешения проехать в село.
Действия активистов остаются широко обсуждаемой темой в грузинских соцсетях. Часть людей одобряет такую активность, думая, что именно благодаря этим действиям российские пограничники отступили назад. Другая часть считает такое поведение в конфликтном регионе недопустимым.
Your browser doesn’t support HTML5