Парламент Грузии намерен рассмотреть инициативу депутата Ираклия Сесиашвили. Он выступает с предложением отказать призывникам в праве отсрочки обязательной военной службы по религиозным соображениям. По замыслу депутата правящей «Грузинской мечты», это ограничение не должно коснуться грузинских православных священнослужителей. Такая оговорка возмутила представителей других конфессий и правозащитников.
Не каждый призывник в Грузии приспособлен к обязательной военной службе. Тем более что к «настоящей», профессиональной армии обязательная военная служба почти не имеет отношения. Призывникам в основном приходится служить в охране объектов силовых структур и пенитенциарной системы.
Поэтому многие ищут возможность (а их немало) законно перенести срок исполнения долга родине. Призывной возраст в Грузии с 18 до 27 лет.
Среди прочих право отсрочки призыва на один год можно просто приобрести, только это дорогое удовольствие – государству нужно заплатить две тысячи лари (750 долларов США). Законом также гарантировано право на свободу вероисповедания. И одна из статей в законе об обязательной военной службе посвящена тем, кто в силу своих религиозных убеждений не может нести военную службу. Речь идет о священнослужителях и студентах семинарии. Они могут получить отсрочку или же возможность альтернативной военной службы.
Your browser doesn’t support HTML5
С учетом того, что в Грузии особая роль православной церкви закреплена конституционным конкордатом, даже альтернативная военная служба на служителей ГПЦ не распространяется. Представители власти неоднократно отмечали, что с каждым годом все сложнее набрать необходимое количество призывников, число которых варьируется от трех до пяти тысяч.
Глава парламентского комитета по вопросам обороны и безопасности, депутат Ираклий Сесиашвили отметил, что за семь лет, которые он работает на этой должности, ситуация ухудшается.
«Такими темпами у нас скоро больше священнослужителей будет, чем солдат», – уже несколько дней повторяет Сесиашвили, обвиняя во всем политическое объединение «Гирчи» и его идею создать новую Церковь «Библейская свобода»). За два года, по утверждению «Гирчи», около 15 тысяч призывников на законной основе и за символическую плату от 20 до 50 лари как священнослужители смогли уклониться от службы. В ответ Сесиашвили предложил отменить статью в законе:
«Будет упразднена статья, которая разрешает призывникам- священнослужителям отсрочить обязательную военную службу. Если они отказываются служить по религиозным соображениям, у них будет возможность заменить ее альтернативной военной службой».
Отсрочка же теперь отменяется. При этом Ираклий Сесиашвили не считает дискриминационным, что его новшество не коснется действующих и будущих священнослужителей ГПЦ. С этим не согласны представители других конфессий, говорит глава Союза грузинских мусульман Тариел Накаидзе:
«Нельзя, чтобы какая-нибудь религиозная организация имела преимущество перед другими религиозными организациями. Особенно в такой стране, как Грузия, которая претендует на секулярность и демократию. Если будет принят этот закон, мы используем все правовые пути, чтобы закон не вступил в силу».
Аморальным считают инициативу депутата Сесиашвили и в политическом объединении «Гирчи». Там уже давно выступают за отмену обязательной военной службы, говорит председатель партии Иаго Хвичиа:
«В армию приходится идти тем ребятам, у которых нет покровителей, у чьих родителей нет двух тысяч лари, нет друзей среди должностных лиц, которые помогут освободить от службы их детей, как это делают депутаты, политики и другие должностные лица».
Иаго Хвичиа с однопартийцами намерен начать кампанию, в ходе которой намерены обнародовать имена тех должностных лиц и политиков, чьи дети пользуются исключениями в законе и не проходят обязательную военную службу. «А таких большинство», – уверяет Иаго Хвичия.
Дискриминационным считают инициативу Сесиашвили и оппозиционные депутаты. Представитель «Европейской Грузии» Гиги Церетели советует властям обратить внимание на то, почему молодежь не желает нести обязательную военную службу:
«Армия должна быть такой, чтобы люди в таком массовом порядке не старались избежать обязательной военной службы».
В Грузии давно идет речь об отмене обязательной военной службы и переходе исключительно на профессиональную армию, как это происходит в большинстве стран НАТО.
От слов к делу осмелилась перейти единственный министр обороны «Грузинской мечты» Тина Хидашели. В июне 2016 она отменила призыв со стороны Минобороны, заявив, что нельзя прибегать к данной практике из-за того, что государству призывник обходится дешевле контрактника. Тогда в Минюсте и в МВД инициативу Хидашели не поддержали.
Завязалась острая дискуссия, через четыре дня Хидашели уволили с поста министра. А назначенный вместо нее министр Леван Изория первым делом отменил решение предшественника. Громче всех министра Хидашели тогда критиковал глава парламентского комитета по вопросам обороны и безопасности Ираклий Сесиашвили. Правозащитники и противники данной инициативы рассчитывают, что инициатива Сесиашвили, которую он намерен 19 марта зарегистрировать на бюро, дальше комитетских слушаний не пойдет.