Глубоководный проект идет ко дну

По мнению наблюдателей, окончательная ясность появится в начале апреля, после завершения переговоров между представителями правительства, международных финансовых институтов и инвесторов

Руководитель Минрегионразвития Майя Цкитишвили заявила, что реализация проекта глубоководного порта Анаклия в назначенные сроки невозможна. По мнению министра, «Консорциум развития Анаклия» не выполнил взятые на себя обязательства. В связи с этим международные доноры предъявили государству новые требования.

Заявления министра прозвучали сегодня в парламенте Грузии, где Майя Цкитишвили выступила с докладом на пленарном заседании. Первая стадия строительства порта не будет, по всей видимости, завершена, как планировалось прежде, к 20 ноября будущего года, резюмировала министр:

«По последней информации из консорциума, начало работ было запланировано на 2 апреля, однако нам известно, что детальное проектирование пока выполнено только на 60%, не были мобилизованы необходимые финансы. Поэтому я считаю, что сроки, к сожалению, выглядят нереалистичными».

Your browser doesn’t support HTML5

Глубоководный проект идет ко дну

Свои предположения Майя Цкитишвили подкрепила списком требований, полученных от консорциума 15 марта, который состоит, по ее словам, из восьми пунктов:

«Они направлены на расширение государственных обязательств. Они хотят, чтобы государство застраховало риски инвесторов и банков в случае снижения грузооборота, сокращения доходов или других рисков. Мы изначально считали, что ответственность за предполагаемые риски должны нести консорциум и инвесторы. Эти требования были заранее известны, и мы не собирались гарантированно страховать коммерческие риски. Мы остаемся на этой позиции сейчас. В начале апреля состоятся переговоры между правительством, международными финансовыми институтами и консорциумом, где мы уточним и сверим наши позиции».

Депутаты от оппозиции заявили, что правительство намеренно завело ситуацию в тупик. Депутат от «Европейской Грузии» Гига Бокерия обратился с вопросом к министру:

«Как вы оцениваете заявления Бидзины Иванишвили в адрес ключевых фигур проекта Анаклия? В частности, его заявление, что два банка «сожрали всю Грузию», и одним из них был назван ТВС и Мамука Хазарадзе, который является главным лицом в консорциуме? Как вы оцениваете последующие действия прокуратуры, громогласно обвинившие банк ТВС в отмывании денег, хотя в этом деле до сих пор нет конкретных подозреваемых? Как вы думаете, нанесли ли эти действия удар по осуществлению проекта?»

«Правительство провалило проект Анаклия», – заявил глава парламентской фракции «Нацдвижения» Роман Гоциридзе:

«Мы видим, что проект Анаклия сорван. И правительство пытается свалить с больной головы на здоровую. Это вы подыскали такого инвестора, это вы на три года затянули тендер, это вы не выполнили свои обязательства по подводу необходимой инфраструктуры! Вы что, в состоянии построить за оставшиеся полтора года автомобильную и железную дороги до порта, не говоря о других обязательствах? И главный вопрос – даже если вы сможете в будущем привлечь другого инвестора, он что, предложит вам более льготные условия?»

Если государство увидит, что инвестор не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства, мы будем искать другого инвестора, заявила в ответ Майя Цкитишвили:

«Говорить о том, что правительство намеренно завалило проект, чтобы оправдать свое невыполнение обязательств, по меньшей мере, несерьезно. Этим занимаются некоторые СМИ, обвиняющие правительство в том, что оно с помощью прокуратуры пытается воспрепятствовать строительству порта. Сразу скажу, тендер на подведение дорог объявлен, по его итогам мы составим график. Разумеется, есть риски в отставании от нашего графика, но такие же риски существуют и в графике работ консорциума, который обязался за полтора года израсходовать 600 миллионов там, где сейчас восьмиметровый слой грязи. Мы подведем и железную, и автомобильные дороги», – пообещала министр

Позднее ситуацию прокомментировал учредитель и глава «Консорциума развития Анаклия» Мамука Хазарадзе. Продолжение строительства зависит от выполнения требований банков и инвесторов, заявил он журналистам:

«Мы ни на минуту не приостанавливали строительный процесс, осталось лишь решить некоторые финансовые вопросы, которые зависят от реализации соглашения из восьми пунктов, если, конечно, оно будет заключено в ближайший период».

По мнению наблюдателей, окончательная ясность появится в начале апреля, после завершения переговоров между представителями правительства, международных финансовых институтов и инвесторов. Впрочем, учитывая тональность сегодняшних заявлений главы Минэкономразвития Майи Цкитишвили, шансы на достижение соглашения минимальны, говорят эксперты.