Югоосетинская «Народная партия» провела в Цхинвале конференцию по защите окружающей среды. Обратить внимание на экологические проблемы предложили общественникам, природоохранным ведомствам, чиновникам. Несмотря на актуальность вопроса, многие наблюдатели восприняли мероприятие как грамотную предвыборную пиар-акцию.
Все последние месяцы «народники» вплотную занимались экологической повесткой. В социальных сетях они распространяли подробный отчет о встречах, акциях, сборе подписей против строительства полигона ТБО и базальтового производства. Эта новая тема, за которую партия активно взялась публично, дала повод наблюдателям заговорить о смене имиджа перед парламентскими выборами.
Лидер парламентской «Народной партии» Александр Плиев в беседе с «Эхом Кавказа» говорит, что их экологическая активность – отнюдь не предвыборная фишка:
Your browser doesn’t support HTML5
«Мы этой темой занимаемся давно, просто нам не давали возможности пробиться к средствам массовой информации. Эту тему я поднимал практически на каждой сессии, практически на каждом, так сказать, высоком собрании. То есть то, что ухудшается экологическая ситуация, это не новость ни для кого. И она ухудшилась после войны (2008 года), (ситуация) стала глубже, хуже. Почему? Потому что, во-первых, пошло большое строительство. Строительство-то пошло, а все нормы экологические не были соблюдены, потому что так легче было. То, что было в этих проектно-сметных документациях по экологии, они, скорее всего, их игнорировали из-за зарабатывания денег. Скидывали мусор, куда хотели, где хотели: и строительный, и бытовой, и коммунальный. И вот это все накапливалось, нарастало. Своей необдуманной, можно сказать, преступной деятельностью они, как я сказал сегодня на конференции, огромные площади пахотных земель загубили, свозив туда строительный мусор. Их придется теперь восстанавливать. То же и с дробилками: их поставили по руслу нашей реки, по главной водной артерии – Лиахве, множество дробилок, думая о прибыли, но не думая об экологии – моментальная прибыль. И вот это привело к тому, к чему и привело: в Южной Осетии появились реальные зоны экологического бедствия».
Каждый гражданин Южной Осетии, продолжил Плиев, сочувствует этой проблеме, потому что люди живут здесь и видят, что происходит с экологией.
О предстоящих парламентских выборах и сопутствующих вызовах лидер «народников» сказал следующее:
«У вас проблем с Минюстом не возникало, например, из-за двойников?
– Конечно, у всех возникали проблемы, но эти проблемы мы решали. А проблемы не могут не возникнуть, потому что существуют оттоки из одной партии в другую и обратно… Конечно, все это надо было делать, компоновать все это, выводить на определенный уровень, на уровень предвыборной кампании. Особых проблем, таких как (требование) закрыть партию, не было, потому что мы в течение двух-трех лет отслеживали наши списки».
Руководитель аппарата Общественной палаты Южной Осетии Руслан Кочиев говорит, что к ним обращались встревоженные жители республики, в том числе из-за строительства полигона твердых бытовых отходов и базальтового завода:
«Стихийно этот вопрос (защита окружающей среды) поднимался не раз, и даже если бы таких обращений не было, то члены Общественной палаты – такие же жители нашей страны, с теми же беспокойствами. Ситуация с загрязненностью нашей природы катастрофическая. Что у нас творится, любой человек знает. Да и по городу, и тем более те, кто выезжает за пределами города, видят, что у нас на природе.
– Насколько эта тема – защиты окружающей среды – может быть интересна избирателю? Он проголосует за партию, решившую этим заняться?
– На мой взгляд, наш избиратель достаточно искушен, чтобы понимать: никакая партия не будет заниматься тем, на чем заранее пиарится. Но, скажем, для меня, как избирателя, и для многих моих знакомых – это болезненная тема. И если представить, что кто-то реально этим вопросом займется, я, конечно, поддержал бы его всеми возможными и невозможными способами».
По словам Александра Плиева, в «Народной партии» сегодня состоят почти семьсот человек. В парламенте она представлена уже два срока, с 2009 года. Партия, говорит ее лидер, успела пройти за эти годы «огонь, воду и медные трубы». Партийцы надеются попасть и в парламент следующего созыва. Сейчас «Народную партию» в законотворческом органе представляют всего четыре человека.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия