Парламентские выборы в Южной Осетии пройдут 9 июня. Соответствующий указ подписал сегодня президент республики Анатолий Бибилов. По закону это означает официальное начало избирательной кампании.
В этом году выборы будут проводиться по мажоритарно-пропорциональной системе. Из тридцати четырех депутатов половина будет избрана по партийным спискам, другая половина – по одномандатным округам. Всего в Южной Осетии официально зарегистрировано девять политических партий, которые имеют право на участие в выборах. Из них четыре парламентских: «Единая Осетия», «Народная партия», «Ныхас» и «Единство народа». И еще пять непарламентских: «Фыдыбаста», «Единство», «Родина», Коммунистическая партия и «Новая Осетия», которая планирует самораспуститься и влиться в ряды «Ныхас».
Выборы по партийным спискам пройдут, как и раньше, по единому избирательному округу. Что до голосования по мажоритарной системе, предполагается, что всего по Южной Осетии будет семнадцать избирательных округов, приблизительно равных по численности избирателей (от полутора до двух тысяч человек). Как сообщала в начале февраля председатель ЦИК Бела Плиева, получается, по два округа в каждом из четырех районов республики, т.е. всего восемь в районах и девять в Цхинвале. За рубежом, т.е. на территориях посольств или консульств, голосовать можно будет только по единому избирательному округу, т.е. по партийным спискам.
Your browser doesn’t support HTML5
Сегодня президент Анатолий Бибилов объявил дату выборов в парламент Южной Осетии – воскресенье, 9 июня. По закону это означает официальное начало избирательной кампании. И сегодня же, в первый день кампании, потенциальные кандидаты-мажоритарии столкнулись с первыми проблемами. По словам ходоков в ЦИК, Избирком еще уточняет границы избирательных округов. А без этого самовыдвиженцы не смогут начать сбор подписей, чтобы не оказалось так, что они их собирали в соседнем округе, а не в своем. Но при этом пункт 3 стать 34 закона «О выборах депутатов парламента РЮО» устанавливает временные ограничения для самовыдвижения – 30 дней после официальной публикации о назначении выборов. Т.е. у одномандатников время уже пошло.
Но по югоосетинским законам ЦИК должен предоставить для утверждения парламенту территории округов не позднее чем за шестьдесят суток, а там еще неизвестно, чем закончится обсуждение в законодательном органе, может, депутаты и не согласятся с такой нарезкой, начнут корректировать, а это еще время.
О чем собственно разговор? Выборы были объявлены сегодня, за семьдесят семь дней. Семьдесят семь минус шестьдесят получается семнадцать. Значит, может так случиться, что из тридцати дней на самовыдвижение утверждение округов затянется на семнадцать дней и это будет в рамках закона. Теоретически так, а практически границы округов еще не утверждены парламентом.
То есть времени для сбора подписей может оказаться меньше, хотя и подписей нужно меньше. По февральским поправкам теперь нужно собрать подписи 10 % избирателей в округе, т.е. сто пятьдесят-двести, а не триста, как это было в первой версии закона. Задержка с нарезкой округов – это еще и сокращение работы с избирателями, потому что до регистрации мажоритарий не может вести работу в избирательном округе. Партиям в этом смысле проще, они могут вывешивать баннеры, как-то напоминать о себе избирателю.
Например, в России после того как В. Путин в 2014 году подписал закон о возвращении к смешанной системе выборов в Госдуму, Центризбирком произвел «нарезку» одномандатных округов более чем за год до дня голосования. В Южной Осетии закон о смешанной системе выборов был принято год назад – 30 марта 2018 года, то есть у ЦИК было время «нарезать» округа еще до нового года, почему-то затянули. И еще один момент. Все законодательные акты, касающиеся предстоящей избирательной кампании, должны быть приняты до официального объявления даты голосования. Принятые после распространяются уже на следующее выборы. И что теперь получается, закон об избирательных округах будет принят после старта избирательной кампании?
Еще одна проблема для кандидатов, которые не сидели все эти годы в телевизоре: в конце февраля по инициативе партии власти «Единая Осетия» сроки предвыборной агитации в СМИ для кандидатов в депутаты парламента были сокращены с тридцати до двадцати дней. Законодательством также предусмотрено ограничение расходов на избирательную кампанию: для политической партии эта сумма не может превышать шесть миллионов рублей, для одномандатника – не более одного миллиона рублей.
Помимо ограничений, прописанных в Конституции (признание человека недееспособным по решению суда), к этим выборам депутаты приняли поправки, не позволяющие выдвигаться алкоголикам, наркоманам и больным хроническими психическими расстройствами. Но при этом непонятно, как это будет работать, потому что процедура не определена. Может, ЦИК будет выяснять, состоит потенциальный кандидат на учете в наркологии или психиатрической лечебнице, а может, будет что-то еще.
Еще одно нововведение на этих выборах: все потенциальные кандидаты должны подать в ЦИК письменное согласие на предоставление их персональных данных, на сновании которых российская погранслужба предоставит Избиркому данные о пересечениях границы. По этим данным определят, сколько дней в году отсутствовал потенциальный кандидат. Для соответствия цензу оседлости необходимо, чтобы последние пять лет он отсутствовал не более девяноста трех дней в году. Исключение составляют командировки, лечение или поездки на учебу при условии, что они были санкционированы государственными органами власти.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия