Закрыть избирательный участок в Турции нельзя оставить

Живущий ныне в Сухуме потомок абхазских махаджиров девятнадцатого века Сонер Гогуа, как и большинство интернет-комментаторов в Абхазии, выступил резко против прозвучавшей среди парламентариев идеи не открывать в турецком Стамбуле избирательный участок к выборам президента Абхазии.

В абхазский сегмент соцсетей просочилась информация о том, что в парламенте республики некоторые депутаты обсуждают идею выступить с инициативой о том, что не следует создавать в Турции избирательный участок к выборам президента Абхазии. Такой участок действовал во время прошлых, 2014 года, выборов в этой стране, где проживает значительное число граждан РА из числа абхазской диаспоры. Подавляющее большинство откликов на эту информацию было резко отрицательным. Вот какой текст разместил в Фейсбуке президент международного фонда «Апсны», родившийся в 1971 году в Турции и живущий ныне в Сухуме потомок абхазских махаджиров девятнадцатого века Сонер Гогуа:

Your browser doesn’t support HTML5

Закрыть избирательный участок в Турции нельзя оставить

«В парламенте Абхазии ряд депутатов инициировал вопрос относительно закрытия избирательного участка в Турции для граждан Абхазии, желающих проголосовать на предстоящих президентских выборах. В качестве причины закрытия избирательного участка депутаты парламента Абхазии указывают на тот факт, что Турция не признала Абхазию, и таким образом голосование на данном участке будет считаться недействительным. Такая причина меня сначала рассмешила, но затем подумал о том, что большая часть мира не признала нашу страну и отказывается признавать наши выборы. Тогда, выходит, наши депутаты могут говорить о незаконности президентских выборов вообще? Они не подумали, что у Абхазии есть представитель в Турции? Мы направили его для работы в Турцию, так как признаем, что он является представителем нашего государства в Турции, несмотря на то, что Турция не признает наше государство. Следуя их логике, можно сказать, что наш представитель тоже является незаконным.

Надеюсь, что в скором времени этот вопрос снова будет поднят в парламенте и будет принято решение, как на прошлых президентских выборах, чтобы наши граждане, проживающие в Турции, владеющие действующими абхазскими паспортами смогли проголосовать за своего президента. Кстати, на прошлых выборах, после возникновения проблем на избирательном участке суд в Стамбуле вынес официальное решение, где говорилось, что такие мероприятия в абхазских культурных центрах не запрещены законом. Также надеюсь, что все общественные абхазские организации, работающие в Турции, также выскажут свое мнение по данному вопросу».

Посыпались комментарии с возмущениями в адрес поднимающих такой вопрос парламентариев. Некоторые – даже с перебором. В ответ на один из них Сонеру Гогуа даже пришлось написать: «От этих слов – «враги» и «предатели» – я, мы, наш народ очень устали. Все такие проблемы дипломатически, общаясь друг с другом, мы можем решить, думаю».

Вот типичное мнение противников закрытия:

«Без нашей диаспоры невозможно представить себе судьбу нашего этноса, нашей государственности, и поэтому без участия наших зарубежных соотечественников не должны проходить политические акции высокого уровня, в том числе и выборы главы государства».

Сегодня мы встретились с Сонером, чтобы поговорить на поднятую им тему. И сразу договорились, что не будем озвучивать имена абхазских парламентариев, которых он имел в виду. Некорректно было бы вести полемику с теми, кто публично свою позицию еще не озвучивал, а возможно, и раздумает это делать. Сонер сказал:

«Честно я вам скажу, для меня абсолютно нет разницы, кто за кого голосует. Дело же не в этом. Но мы не можем не формировать юридические права для наших соотечественников. И пять лет назад, когда в парламенте Абхазии обсуждали этот вопрос, и далее Центральная избирательная комиссия и Министерство иностранных дел дали добро... Да, были проблемы в Турции, мы это помним, но в итоге вопрос был решен. Организовали голосование и эту урну вернули сюда, а почему на этот раз мы не сможем это сделать? Тем более, тогда там под влиянием, давлением Грузии были проблемы, и полиция в моменте хотела забрать урну, наш абхазский депутат турецкого парламента не дал это сделать, и фотография данная вошла в историю».

Уточню, что речь тут шла о депутате турецкого парламента Энгине Папба, который обхватил руками урну с избирательными бюллетенями и не отдал полицейским, пришедшим в Стамбуле, изъять ее. Он и сейчас, если что, действующий депутат парламента Турецкой Республики. Гогуа продолжил:

«А затем было судебное решение о том, что такие мероприятия проводить в Турции не запрещено. Но некоторые здесь представители Центральной избирательной комиссии и Министерства иностранных дел хотят официальный документ из Турции, что Турция разрешает это мероприятие. Но это же невозможно! Если Турция такой документ дает, то это означает, что она признает независимость Абхазии. Но ведь они говорят: не запрещается. А юридически это то же самое, что разрешается... Конечно, там обязательно должны быть представители Центральной избирательной комиссии, наблюдатели от кандидатов в президенты, и чтобы обязательно были решены вопросы безопасности, созданы все условия для свободного волеизъявления наших соотечественников... А почему мы сегодня должны закрывать там избирательный участок? Если речь идет о возможности фальсификации результатов голосования, то это возможно и внутри Абхазии. И в Гальском районе, и в Цандрише, и в Гагре. И что, там тоже придется тогда участки закрывать и урны убирать?»

Наоборот, считает Гогуа, нынче надо постараться открыть избирательные участки и в Иордании, и в Сирии, тем более что с последней страной у Абхазии установлены дипломатические отношения, и в ней, как в России, не может быть никаких препятствий для организации голосования. В этих арабских странах проживает сейчас по несколько сот граждан Абхазии, говорит Сонер, и сам факт проведения там выборов президента Абхазии, распространение в мире информации об этом будет, несомненно, способствовать продвижению идеи признания независимости нашей республики.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия