В Южной Осетии стартовала парламентская кампания. Известен и день голосования – 9 июня. В первый же день кампании выяснилось, что ЦИК до сих пор не определил границы одномандатных округов.
По словам депутата югоосетинского парламента от партии «Ныхас» Зиты Бестаевой, одномандатные избирательные округа еще не «нарезаны»:
«Мы пока не получили никакой информации о том, что связано с «нарезкой» избирательных округов, по крайней мере, большая часть избирателей. По закону схема одномандатных округов должна быть утверждена не позднее чем за 55 дней до даты голосования».
Между тем избирательная кампания для одномандатников уже началась. В течение 30 суток с момента официального объявления даты выборов они должны представить в ЦИК полный пакет документов, включая подписные листы. Выборы объявили за 77 дней до дня голосования, отнимаем от них 55, получаем 22 дня. Таким образом, согласно поправкам к закону «О выборах депутатов парламента РЮО», которые партия власти «Единая Осетия» внесла в прошлом и в этом году, из 30 суток, которые отводятся мажоритарию на сбор подписей, ЦИК может забрать у потенциального кандидата 22 дня. И тогда претендентам придется галопом за восемь дней собирать подписные листы. По мнению Зиты Бестаевой, многие могут и не успеть это сделать, многие в спешке наделают ошибок и ЦИК их не зарегистрирует. Но и на этом проблемы не заканчиваются.
Your browser doesn’t support HTML5
Если на сбор подписей мажоритариям оставят восемь дней или декаду, то можно предположить, что документы они сдадут в последние дни. Но на семнадцати округах желающих выдвинуться может оказаться больше сотни… По шесть самовыдвиженцев на участок – это уже сто четыре. Значит, ЦИК завалят работой, и вот здесь начнется пристальное внимание к Избиркому. Кому он раньше проверит документы и выдаст удостоверение, а кому позже? Агитация мажоритария возможна только после регистрации в ЦИК. Значит, кому-то дадут возможность агитировать больше, кому-то меньше, значительно меньше. А это чревато упреками, что их ставят в неравные условия.
И это все результат поправок к закону о выборах депутатов, говорит Зита Бестаева, которая голосовала против:
«Такие коренные изменения в законодательство невозможны в преддверии выборов. Все-таки если и содержательно законодательство меняется, и процедура меняется, то эти нормы должны вступать в силу не на предстоящих выборах, а на следующих за ними.
– Или нужно было «нарезать» избирательные округа заблаговременно, допустим, еще в прошлом году, чтобы у людей было время присмотреться, адаптироваться к новым условиям.
– Конечно, ведь в марте прошлого года был принят закон о выборах депутата парламента, и тогда к нему была масса замечаний. От «Ныхас» и от других партий. Мы представляли массу замечаний, но почему-то они не были услышаны и учтены партией власти, хотя мы им говорили, что будет проблематично проведение выборов. Будет трудно собирать подписи и одномандатникам, и партиям, потому что сроки, которые устанавливает закон, не дают возможности вовремя собрать документы и сдать их в ЦИК. Поэтому сегодня вот такая нездоровая ситуация с этими вопросами. Посмотрим, как ЦИК будет выходить из этой ситуации».
Югоосетинский блогер Алан Парастаев считает, что поправки, которые были приняты по инициативе партии власти, создают нервозную, если не сказать, конфликтогенную обстановку на выборах. Это было ни к чему, считает Парастаев:
«Для чего это делается? Для чего все это партии власти, у которой и так много сторонников? И так у них будет большинство. Бессмысленно это. У всех такое мнение сложилось: уверенная в себе партия, Владимир Владимирович Путин принимает, обещает на выборы прислать наблюдателей… И вот на этом фоне какие-то непонятные телодвижения. А народ в этом прочитывает неуверенность в своей победе, она сама демонстрирует народу неуверенность в себе. Но при этом новости посмотришь, везде только партия, везде хорошо, вроде рост экономики. Тогда к чему эти телодвижения?»
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия