Старейший национальный театр Абхазии второй месяц не работает. Бастует примерно половина его коллектива. Созданная правительственная комиссия на прошлой неделе представила рекомендации для сторон конфликта. Но реакция на них неоднозначная и появились новые требования.
Забастовка в Абхазском государственном драматическом театре началась 27 февраля. В ней приняли участие 52 человека, в том числе, 28 актеров. Директор – Нодар Чанба назвал забастовку «саботажем», он настаивает на том, чтобы сотрудники без всяких предварительных условий приступили к исполнению своих обязанностей. А протестующие требуют разделения полномочий между директором и художественным руководителем и изменения действующего устава.
Для разрешения конфликта создана комиссия по проверке деятельности театра под председательством первого вице-премьера Даура Аршба. В ее работе участвуют представители общественности, деятели разных сфер искусства и науки, руководство и артисты театра.
Комиссия выработала рекомендации и рассмотрела проект нового устава, регулирующего деятельность и структуру управления театром.
Your browser doesn’t support HTML5
По мнению членов комиссии, устав должен четко разграничить полномочия директора, отвечающего за администрирование и организационно-хозяйственные вопросы, и художественного руководителя, отвечающего за творческую деятельность и формирование творческой части коллектива. В уставе надо предусмотреть художественный совет, в работе которого должны участвовать директор театра, режиссеры, представители актерской труппы и Министерства культуры. Рекомендовано усилить полномочия и ответственность Минкульта в вопросах назначения кадров, утверждения штатного расписания и репертуара.
Кандидатура художественного руководителя еще не определена, до его назначения эти полномочия делегируются художественному совету.
Комиссия рекомендовала руководителю театра отменить меры дисциплинарного взыскания в виде строгих выговоров и удержаний месячной заработной платы 42 сотрудникам театра.
Генеральный директор Абхазского драматического театра Нодар Чанба понимает, что зарплата у сотрудников небольшая, и, возможно, не стоит ее лишать, но окончательное решение оставил за собой.
Нодар Чанба сообщил, что обращался в прокуратуру с жалобой на действия забастовщиков, он хотел получить ответ на вопрос, являются ли они законными? Ему рекомендовали обратиться в суд. Он уточнил: «Сейчас дело находится в суде. Уже было первое рассмотрение, по которому рекомендовано сделать дисциплинарные взыскания из-за того, что они месяц уже не работают. Было предупреждение, были приказы о выговоре и неначислении зарплаты за март месяц на 41 человека. Само письмо подписали 52 человека. Суд, естественно, рассматривает документы тех, кто его подписал. Если при втором рассмотрении нашего иска суд примет решение, что забастовка объявляется незаконной, тогда я буду обязан уволить этих сотрудников, поскольку они нарушают трудовое законодательство».
Нодар Чанба оценил решение комиссии как позитивное, он сказал, что требования участников забастовки вернуть прошлого директора, вернуть старый устав и художественный совет даже не рассматривались. С необходимостью разделить полномочия он согласился и сказал: «В любом творческом коллективе главным лицом должен быть не директор, а художественный руководитель. Поскольку я сам творческий человек, я буду добиваться, чтобы пришел художественный руководитель, который будет иметь всю власть, а директор – моя должность – она будет как вторая, если образно говорить, вспомогательная».
Представитель бастующих сотрудников театра – режиссер Мадина Аргун тоже прокомментировала решение комиссии и рассказала о встречных требованиях: «Мы принимаем этот устав, мы добились своего, одно из требований наших – вернуть прежний устав с разделением полномочий между директором и художественным руководителем, а также избрание художественного совета из членов коллектива, этот вопрос, в общем, решен, но с небольшой поправкой: необходимо худсовет усилить. Сегодня наш юрист и наша сторона предложили это Министерству культуры. Второй пункт у нас – назначить на должность заместителя директора по административно-финансовым вопросам Адгура Джения (бывший директор). Для нас это гарантия того, что наши интересы в дальнейшем не будут нарушаться. И третий пункт – восстановить всех людей, которые были уволены. Если эти пункты будут реализованы, театр продолжит свою полноценную работу, и мы выйдем из забастовки».
По поводу отмены выговоров и удержаний заработной платы Мадина Аргун сказала следующее: «Он очень унизительное для нас вынес решение: если мы завтра придем к нему на поклон, то есть на собрание, тогда он с нас этот выговор снимет. А мы просим, чтобы пока не будет принят этот устав, мы ни юридически, ни физически не имели бы с ним никакого контакта. Это – очередная провокация, и на такое унижение, конечно же, эти 52 человека не пойдут ради того, чтобы нам сохранили зарплату. Я не знаю, какая у него цель, завтра будет видно, что он предпримет, если бастующие на это собрание не явятся.
Корр.: Мадина, а почему вы сбор труппы расцениваете как провокацию?
М. А.: Ну, потому что это будет неявка, второй выговор и увольнение. И еще потому, что комиссия еще не закрыла свое заседание, устав пока еще не принят, а мы уже получили смс-ки с уведомлением, что должны завтра явиться на собрание и он нам объявит свое решение».
Заседание комиссии продолжается, ответа на дополнительные требования, выдвинутые протестующими, пока нет.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия