Беженцы, захватившие новое здание компании «Дирси» в Тбилиси, сегодня предъявили ультиматум. В случае неисполнения своих требований они готовы объявить массовую голодовку.
Сегодня противостояние достигло пика: около двухсот беженцев, самовольно занявших вестибюль и несколько этажей нового здания компании «Дирси», угрожают прибегнуть к мирным, но крайним мерам протеста, если власти в срочном порядке не обеспечат их жильем.
Само здание находится на осадном положении: силы полиции блокируют его, препятствуя проходу посторонних, делая исключение лишь для людей, поставляющих еду и питье. Здание обесточено, перекрыта подача воды.
Утром ультиматум огласил один из беженцев:
«Мы требуем в ближайшие часы снять оцепление, допустить к нам адвоката и представителей СМИ, иначе мы будем вынуждены прибегнуть к массовой голодовке. Мы не те, кого надо ограждать от общества. Эти люди решились на этот отчаянный шаг из-за бездушного отношения к ним со стороны всех без исключения властей Грузии».
Your browser doesn’t support HTML5
Позиция властей остается неизменной. По словам главы департамента по делам беженцев Мурада Аблотия, обеспечение беженцев жильем произойдет в установленном законом порядке:
«Эти люди, которые незаконно заняли жилые площади, не получат квартир, это позиция нашего ведомства. Это жилье в порядке жилой очереди будет распределено между другими беженцами. В этом году мы планируем выделить более 800 квартир, если, конечно, нам не помешают такие эксцессы».
В свою очередь, представители девелоперской компании заявили, что жилой корпус находится на балансе компании и не был выкуплен государством. Гендиректор компании «Дирси» Бесарион Джикураули заявил:
«Десятки людей ворвались на территорию частной собственности, они варварски взломали входные двери, а также входы в жилые помещения, физически расправились с нашей охраной, заняли подъезды и забаррикадировались изнутри. Думаю, это самый плохой путь нарушения частной собственности, хотя полиция и работает на должном уровне, она все же не имеет правомочий выселять их с помощью силы. Я призываю этих людей покинуть частное здание и перестать попирать права инвесторов».
По словам юриста, главы Центра стратегических инициатив Левана Алапишвили, данный инцидент имеет две стороны – моральную и юридическую. И в обоих случаях причину противостояния следует искать в непродуманных и популистских шагах властей. Прежде всего, речь об отмене в предвыборный период нормы, запрещающей полиции силой выселять людей из занятого жилья. Сделано это было на волне антибанковской истерии и внешне преследовало благие цели – запретить финансовым институтам выселять людей из заложенного в ипотеку жилья силами полиции, напомнил юрист:
«Власти своими руками создали механизм посягательства на частную собственность. Парламент Грузии прошлого созыва проигнорировал призывы банковской бизнес-ассоциации, бизнес-омбудсмена и даже некоторых членов правительства, говоривших о недопустимости принятия подобных норм. Теперь все вернулось бумерангом. Исходя из массовости захвата, можно предположить, что действия участников координируются юристами, нашедшими брешь в законодательстве. Согласно закону, теперь владелец должен обратиться в судебную инстанцию, и только после вердикта суда беженцев могут выселить в принудительном порядке. Учитывая загруженность наших судов, процесс растянется во времени, где интересы владельцев в любом случае будут ущемлены. Все эти действия серьезно подрывают инвестиционную и бизнес-среду, а создание прецедента грозит новыми групповыми захватами в других городах».
По словам Левана Алапишвили, ситуация тупиковая, так как силы правопорядка вынуждены ограничить свободу передвижения участникам захвата. Государство должно начать незамедлительные переговоры с беженцами в целях выяснения их жилищных или иных проблем, и только после заключения юридических соглашений вернуться к статус-кво.
Ближе к вечеру с заявлением выступил главы департамента по делам беженцев Мурад Аблотия. По информации чиновника, исходя из анализа занявших здание списка лиц, 10% не являются беженцами, 15% уже обеспечены квартирами, а большая часть не проживают в Тбилиси. Переговоры будут продолжены, пообещал Аблотия.