Спикер югоосетинского парламента и один из лидеров правящей партии Петр Гассиев встретился в Цхинвале с журналистами и рассказал, почему не попал в первую тройку избирательного списка и кто блокирует в парламенте важные законы.
Хотя пресс-конференция была заявлена как итоговая, которая должна была подвести черту под работой парламента шестого созыва, журналистов больше интересовали текущие новости. В последнее время законодательный орган становится частым ньюсмейкером в республике. Петр Гассиев отметил, что парламенту на 90 процентов удалось достичь взаимопонимания:
«Разные времена были в парламенте, достаточно тяжело было работать, не со всеми удавалось договориться, но тем не менее мы преодолели этот барьер. И сейчас, когда парламент шестого созыва заканчивает свою работу, можно сказать, что на 90 процентов взаимопонимание в парламенте между парламентариями присутствует».
Your browser doesn’t support HTML5
К оставшимся 10 процентам явно относится вопрос принятия закона «О Парламенте», который не прошел на предыдущем заседании. Инициировала законопроект глава комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению, депутат от партии «Единая Осетия» Нонна Тедеева, против выступила депутат от партии «Ныхас» Зита Бесаева. Петр Гассиев, не называя конкретных имен, заявил, что причиной провала закона стали натянутые межличностные отношения:
«Не со всеми депутатами из остальных фракций удается договориться. Есть, к сожалению, какие-то натянутые межличностные отношения. В данном случае между тем, кто выносил этот закон, и тем, кто его критиковал. Голосовали против только потому, что там были нехорошие личные отношения. Только поэтому. Там не было абсолютно никакой заботы о парламенте, о законности – абсолютно этого не было. Я абсолютно ответственно об этом заявляю. Если бы закон вынес кто-то другой, вполне возможно, такого бы не было. Но, несмотря на то, что закон был отклонен, процедура отклонения закона не была доведена до конца. Постановления об отклонении этого законопроекта не было, поэтому в ближайшее время мы вынесем его заново. Закон «О Парламенте» необходим и нужен, его никогда не было в истории».
На сегодняшний день работа парламента регламентируется 38 разными законами, в том числе и Конституцией, продолжил спикер. В новом законе все собрано воедино. Кроме того, очевидным преимуществом законопроекта Гассиев назвал и то, что над ним работали специалисты из Совета Федерации, администрации президента РФ, администрации президента РЮО, а также сами парламентарии. Поэтому разговоры о том, что закон сырой и недоработанный, Гассиев назвал смешными.
Спросили спикера парламента и о том, почему он не вошел в первую тройку партийного списка. Гассиев напомнил, что и на предыдущих выборах шел под седьмым номером и сейчас предпочел остаться верным традиции:
«Я посчитал так, абсолютно честно вам говорю. Основная нагрузка и ответственность в работе партии лежит на мне. Если наша партия не пройдет в парламент в количестве семи человек по списочному составу, то имею ли я вообще моральное право там находиться? Мне кажется, что нет. Посмотрим, народ свое слово скажет. Последнее слово за народом. Всегда».
На парламентских выборах 2014 года явка избирателей составила 60 процентов – рекордно низкая для Южной Осетии. На вопрос «Эха Кавказа» о том, изменит ли ситуацию участие в гонке мажоритариев, Петр Гассиев сказал, что именно они и подогреют интерес к выборам. Хотя, по мнению спикера, проводить выборы в республике намного труднее, чем в любой другой стране мира:
«Во-первых, это личные связи, все друг друга знают. Очень тяжело убедить людей в том, что Петр Леонидович – космонавт, потому что он не космонавт. Кроме того, клановой системы как таковой у нас нет, но есть родовая система, когда голосуют по принципу "он мой друг", "он мой однофамилец". Разве можно по такому принципу делать выбор?»
Громкий выход из партии депутата Жанны Кочиевой спикер парламента вновь назвал элементом самопиара и рассказал, что все члены фракции «Единая Осетия» высказались за лишение Кочиевой депутатского мандата, но все же было решено дать ей возможность доработать до истечения полномочий парламента.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии