Не дожидаясь окончания процедуры Брекзита, президент Грузии Саломе Зурабишвили выразила готовность своей страны занять освобождающееся место.
Грузия готова занять место Великобритании в Европейском союзе. Амбициозные планы высказала президент страны Саломе Зурабишвили, которую цитирует влиятельное американское информационное агентство Bloomberg. Согласно заявлению главы государства, желание Тбилиси вступить в содружество должно куда больше интересовать его членов, чем намерение Лондона это содружество покинуть:
«Мы смотрим на сложившуюся ситуацию с намерением извлечь из нее максимальную пользу. Логика заключается в том, что к стране, которая последовательно движется в направлении Европы, нельзя относиться хуже, чем к стране, которая постепенно удаляется от нее».
Нынешний кризис ЕС в связи с пресловутым Брекзитом Саломе Зурабишвили расценивает исходя из принципа «чем хуже, тем лучше».
Your browser doesn’t support HTML5
«Европа всегда добивалась прогресса благодаря серьезным кризисам», – уверена президент Грузии.
Тбилиси же, считает Зурабишвили, должен воспользоваться моментом, который может наступить в случае Брекзита, чтобы «толкнуть дверь в ЕС». Поводом же, по версии главы государства, вполне могут послужить слова французского лидера Эммануэля Макрона о том, что «Европа в равной степени открыта для всех».
Наблюдатели связывают намерение Зурабишвили «толкнуть дверь в ЕС» с ее предвыборными лозунгами. Тогда независимый кандидат уверяла, что ее французское происхождение сыграет решающую роль в европейской и евроатлантической интеграции Грузии. Политик уверена, что ее опыт и «европейскость» уже дают преимущество на встречах с лидерами ЕС, поскольку она «говорит с европейскими партнерами не так, как предыдущие лидеры».
Тем не менее пока дипломатические таланты президента действуют разве что на бывших высокопоставленных чиновников евроатлантических структур. Предложение бывшего генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена об использовании в отношении Грузии «кипрской модели» (Кипр является членом ЕС и еврозоны, имея при этом территориальный конфликт с Турцией) его преемник Йенс Столтенберг не комментирует. Что, впрочем, не мешает Саломе Зурабишвили говорить о полной готовности Грузии к членству в НАТО, несмотря на существующую проблему Абхазии и Южной Осетии.
Де-факто власти последней заявления Зурабишвили считают подтверждением того, что грузинские политики «живут в другом измерении и не имеют никакого отношения к реальности». Так, президент самопровозглашенной республики Анатолий Бибилов в интервью изданию Ossetia News заявил, что все действия Тбилиси в целом и Зурабишвили в частности продиктованы Вашингтоном:
«То, что они тешат себя надеждами вступления в НАТО, пусть вступают, это их право ... Иногда такое ощущение, что эти ребята живут в каком-то другом измерении. И никакого отношения к той реальности, которая сегодня есть, они не имеют. И в то же самое время они должны понимать, и уже понимают, я про грузинских политиков, определенные обязательства, скажем так, которые им навязали извне, со стороны Запада, заставляют их говорить и действовать в абсолютно противоположном контексте их реального мнения и мнения самого народа Грузии. Та же Саломе Зурабишвили, она в принципе про жизнь Грузии ничего не знает. Она откуда приехала? Из Франции. Неужели… я не думаю, что у Саломе была такая плохая жизнь во Франции, что вот она решила переехать в Грузию и помочь своему народу? Конечно, нет! Решение принято обкомом Вашингтона. И она приехала, и продолжает вот эту генеральную линию, которая определяется Вашингтоном и Брюсселем».
При этом Бибилов настаивает на том, что Южная Осетия никогда не была в составе Грузии, даже в царской России:
«Какое отношение Грузия имеет к Осетии? Никакого!»
Ранее цхинвальский лидер заявлял о готовности вести переговоры с властями Грузии, но на своих условиях: Тбилиси должен подписать меморандум о неприменении силы. Саломе Зурабишвили, в свою очередь, дала понять, что разговаривать без посредников в лице Запада она не собирается. Во всяком случае, до тех пор, пока Москва не откажется от оккупации 20% территории Грузии или хотя бы до тех пор, пока не появится четких признаков того, что ситуация меняется.