Пару слов о дарвинизме

Тенгиз Аблотия

Из-за моего критического отношения к Грузии меня часто упрекают в неуважении к своей стране и своим соотечественникам, в том, что я оторвался от нужд и чаяний нации, да и вообще, «как можно так говорить о наших людях, это же наши люди?» Словом, если коротко, то обвиняют в отступлении от бессмертного постулата «Хорош или плох, но это мой народ».

Я редко отвечал на такие выпады, буквально пару раз, да и то в двух словах. Поскольку сейчас, в данный момент в Грузии не происходит ничего такого, о чем стоило бы написать, решил все-таки более фундаментально осветить этот вопрос. Что ж, начну с небольшого каминг-аута. Я – неисправимый дарвинист, в том числе и «социал-дарвинист».

Когда люди слышат это слово, то перед ними предстает образ кровожадного мизантропа, обрекающего на смерть миллионы пенсионеров, тяжелобольных и беспризорных детей. На самом же деле то, что мы видим в живой природе, наглядно показывает, что этот взгляд неправильный – в животном мире без пенсионной системы и без службы социальной помощи стадные звери, вроде волков, помогают слабым, немощным, и больным... Но – именно слабым, немощным и больным, а не тем, кто имитирует слабость и болезнь. Кроме того, дарвинизм – это не столько про отдельного индивида, сколько про вид в целом.

Если вернуться к нашей теме, то мое глубокое убеждение состоит в том, что каждый народ сам отвечает за состояние, в котором находится. Ни скудные природные ресурсы, ни плохой климат, ни какие-либо другие естественные причины не могут и не должны являться оправданием для отставания – наглядные примеры нам подают Израиль и Япония, которые построили процветающие, сильнейшие государства там, где, по идее, вообще жить противопоказано.

В наших условиях и в наше время формула «выживает сильнейший» несколько видоизменилась – теперь выживает умнейший. Выживает и добивается успеха тот, кто более трудолюбив, дисциплинирован, любопытен, гибок, способен адаптироваться к меняющимся реалиям. Единственное исключение в моей версии социал-дарвинизма – это прямая и открытая оккупация. Народ, который живет по правилам, установленным оккупантом, не может в полной мере считаться причиной собственных несчастий – от него мало что зависит.

Во всех остальных случаях – ваша страна не может выйти из бедности и перманентного бардака, никак не может построить полноценное государство и встать на путь процветания? Вас интересует, в чем тут дело? Что ж, могу подсказать: почаще смотрите в зеркало.

Я не верю в бессмертный постулат всех леваков мира о хорошем народе и плохом правительстве. Если вам один-два раза не повезло с правительством, то это ладно, бывает, со всеми случается. Но если невезение хроническое, и в вашей стране с упорством, достойным лучшего применения, к власти приходят мошенники и бандиты, – что ж, и здесь вам остается единственная возможность: почаще смотреть в зеркало.

Если нация не может адаптироваться к быстро меняющейся реальности, если молодые люди размышляют так же, как их деды, и готовы забрасывать камнями любую свежую мысль, любой нестандартный подход, любое инакомыслие – что ж, вы обречены жить в нищете, и винить вам за этого будет некого, кроме самих себя.

Мировая история полна примеров, когда вполне успешные и даже доминирующие в целых регионах народы постепенно исчезли с карты Земли. В большинстве случаев они оказывались заложниками собственных представлений и устаревших норм, которые делали их слабыми.

Классический случай, когда народ гробит сам себя, – остров Пасхи, известный всему миру благодаря гигантским каменным скульптурам. Как оказалось, для строительства этих истуканов религиозно-ритуального значения местным жителям пришлось вырубить все леса, в конечном итоге они остались на голой земле, без средств к существованию и разбрелись кто куда.

И ведь ни нашлось ни одного умного человека, который бы остановил это совершеннейшее безумие. Если бы известная Дарвиновская премия выдавалась не конкретным лицам, а целым народами, – остров Пасхи был бы вне конкуренции. Впрочем, взять премию было бы некому – того народа уже давно нет.

А еще целая очередь народов покрупнее – хетты, уничтожившие собственную империю из-за амбиций лидеров, египтяне, превратившиеся в угнетаемое меньшинство в своей же стране, финикийцы, которых сегодня знают как ливанских арабов, ассирийцы – они же сирийский арабы, ацтеки, замордовавшие соседние народы своими жертвоприношениями...

Я не историк, и не ручаюсь, что все вышеприведенные примеры корректны, но убежден, что в каждом из них сами нации на каком-то этапе теряли адекватность, что и сыграло роль в их исчезновении с карты мира.

Каждая нация, которая не является покоренной, – держит собственную участь в своих руках. То же самое касается и Грузии. Наверное многие не согласятся, но большинство проблем, которые сегодня есть у грузин, связаны не столько с правительством, сколько с национальным менталитетом – начиная от тотального саморазрушения в виде наркоты и азартных игр, заканчивая нежеланием людей получать малопрестижные, но имеющие спрос на рынке профессии.

А еще неспособность значительной части населения понять, что стране надо идти вперед, что иностранцы не враги, что перевод Библии раньше немцев и англичан не делает нацию более успешной, что без индустриализации нам всем конец... Сейчас народ Грузии делает все от него зависящее, чтобы последовать за глупым населением острова Пасхи, – мешает строить стратегические объекты, безжалостно уничтожает леса, не впускает инвесторов в сельское хозяйство, в общем, консервирует отставание.

Итог у всего этого всегда один: отстающий в конце концов сходит с дистанции и оставляет место для более успешного, сильного, умного и ловкого.

Возвращаясь туда, откуда начинал, – мне нет дела до понятия «мой народ». Ни к одному народу я не буду относиться лучше только потому, что он говорит на одном языке со мной. Если вы лодыри и бездельники – то вы не перестаете быть лодырями и бездельниками только оттого, что у вас в кармане паспорт, аналогичный моему.

Более того, уверен: к своему народу надо относиться гораздо критичнее, поскольку что происходит у чужих – не ваше дело...

Сегодня Грузия стоит на перепутье – по какому пути она пойдет: по пути цивилизованного мира или в лагерь друзей острова Пасхи. И, в отличие от распространенного мнения, судьба грузин – в их же руках.

Будете умными, рациональными и организованными – что ж, добро пожаловать в цивилизацию. Продолжите дурью маяться – вымрете как шумеры, и поделом. Не пролью по этому поводу ни одной слезинки. Получили то, что заслужили...

Мы пока еще в начале пути, и время для выбора есть. Но не очень много. Поторопитесь.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции