Сегодня на пресс-конференции в пресс-центре Абхазской гостелерадиокомпании министр культуры и охраны историко-культурного наследия РА Эльвира Арсалия и ее заместитель Батал Кобахия рассказали о деятельности ведомства. Министр сказала:
«Прежде всего, я хочу поздравить всех с наступающим завтра Всемирным днем защиты памятников и исторических мест, который отмечается уже 35 лет. Он был по инициативе ЮНЕСКО учрежден, этот день. И главная задача этого дня, когда во всем мире проводятся различные мероприятия, напомнить всем нам, что памятники культуры, которые несут колоссальное количество информации, – это очень хрупкие творения. Все силы человечества должны быть объединены, чтобы эти памятники сохранить».
Арсалия сообщила, что завтра в Сухуме пройдет подготовленная министерством совместно с Национальной галереей выставка, посвященная этому дню. В экспозицию выставки вошли полотна художников, которые представлены в собраниях картинной галереи, архивные и современные фотографии, макеты сооружений.
Your browser doesn’t support HTML5
Эльвира Арсалия призвала также всех принять участие в международной акции «Ночь в музее», которая пройдет 18 мая. При этом она отметила, что обычно ее проводят одни и те же музеи, но нужно, чтобы к акции присоединились общественные, частные и городские музеи. Впервые «Ночь в музее» прошла в 2015 году в Государственном музее. Уже в 2016 году к ней присоединились еще два музея.
Арсалия подчеркнула, что международное сотрудничество в сфере историко-культурного наследия – одно из важных направлений в деятельности министерства. «Есть возможность претворить в жизнь в Абхазии положительный опыт других стран. Так, мы участвуем в Международном фестивале музеев «Интермузей». Кроме того, уже четвертый год Абхазия является площадкой для международной конференции, которую мы организуем совместно с Россией», – сказала она.
Не раз в ходе пресс-конференции заходила речь о позавчерашнем пожаре в соборе Парижской Богоматери. Эта тема, кстати, бурно обсуждалась накануне в абхазском обществе, в частности, в соцсетях. Кто-то, разумеется, вспомнил историческую версию, что при строительстве этого собора восемь столетий назад использовался абхазский самшит, кто-то уточнил: при возведении алтаря в нем. А кто-то мрачно пошутил, что если значительную часть собора уничтожил огонь, то большую часть самшита в Абхазии за несколько последних лет – самшитовая огневка, так что если эта древесина необычайной твердости понадобится для восстановления знаменитого сооружения в Париже, поставка ее вновь из Абхазии стала бы проблемой.
Батал Кобахия начал свое выступление со слов:
«В последние годы мы все время видим катаклизмы, связанные с проблемой сохранения историко-культурного наследия. Война в Сирии, Пальмира – все были потрясены. Но буквально на днях произошло ужасное – сгорел Нотр-Дам-де-Пари, уникальный памятник. И вот все эксперты, люди, граждане, пользователи социальных сетей говорят в связи с этим о хрупкости культурного наследия. На самом деле это еще какой-то мессидж сверху что ли, чтобы мы обратили внимание на то наследие, которое имеем, на то, что человек без прошлого не может думать о будущем. В свое время Чингиз Айтматов в романе «И больше века длится день…» писал о проблеме манкуртизма, о людях, потерявших память о своем прошлом. И у меня такое ощущение… речь сейчас не идет об Абхазии… вот эти общие процессы касательно культурного наследия, когда становимся почти манкуртами, являясь безучастными свидетелями актов вандализма, проявляя небрежность, вольную или невольную. А ведь самая главная база, на которой формируется наш вызов миру, – что мы государство, что мы народ, что мы имеем историю, что мы имеем права на очень многие привилегии, которые имеют страны, – это наше богатое культурное наследие. Абхазия – это территория, на которой представлены практически все этапы развития человеческой цивилизации».
Бывают случаи, что владельцы зданий переделывают их по-своему, а то и сносят, мотивируя это незнанием, что здание – объект историко-культурного наследия. Такое в дальнейшем должно быть исключено. В 2015 году был принят государственный список, в который вошли 1 535 объектов историко-культурного наследия в Абхазии. В 2016 году началась реализация целевой программы по их инвентаризации, в ходе которой было выявлено 400 таких объектов, готовится их внесение в основной список.
В ходе ответов на вопросы журналистов Эльвира Арсалия рассказала о внедрении геоинформационной системы: «Это результат 30-летней работы. ГИС – современный инструмент для доступности информации по всем памятникам Абхазии. Мы запустим систему в конце года. В ней большой реестр, который пополняется». Кроме того, более года назад министерство стало заниматься вопросами нематериальной культуры: «Это – язык, песни, народное творчество, обряды, танцы и т. д. ЮНЕСКО за последние 10 лет активно занимается такими вопросами. Абхазии рекомендуют принять закон о сохранении нематериального культурного наследия».
Батал Кобахия добавил, что в июне планируется провести круглый стол, посвященный артефактам Абхазии. Кроме того, стране нужен закон, регламентирующий ввоз и вывоз культурных ценностей. В планах министерства – издание большой книги покойного абхазского историка, популяризатора истории и краеведа Вианора Пачулиа «Аргонавты».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия