Еще вчера Георгий Кобулия говорил, что никуда не уходит, но вечером уже был издан приказ премьер-министра Мамуки Бахтадзе о его увольнении и назначении на должность министра экономики Натии Турнава.
«Гога Кобулия вчера вам сказал то, что должен был сказать. Я должен был принять решение, я его и принял, и здесь ничего удивительного нет», – уверял сегодня журналистов премьер-министр Мамука Бахтадзе.
Журналистов не то чтобы удивили, просто их не убедили объяснения премьер- министра. Еще вчера министр Кобулия никуда не собирался уходить, об этом он твердил не только вчера, но и целый последний месяц из-за не прекращающихся слухов об его отставке. А вчера, покидая грузино-кипрский бизнес-форум, Георгий Кобулия журналистам сказал:
«Обратитесь к премьер-министру, он должен принять решение».
Your browser doesn’t support HTML5
Но внятного ответа сегодня от премьер-министра общество так и не услышало. Бахтадзе напомнил, что Кобулия, перед тем как стать министром, был старшим партнером известной в мире консалтинговой компании McKinsey, что он очень сильный экономист, профессионал, аналитик, разрабатывал стратегии развития по всем важным индустриальным направлениям экономики, и они пригодятся Грузии.
«Так вы Кобулия как консультанта McKinsey приглашали или все-таки министром? А что насчет Натии Турнава, вы ее хвалите так же, как в свое время Кобулия. Что она должна сделать, скажите сейчас, чтобы потом понять, если вдруг она тоже так странно вдруг уйдет?» – допытывались у премьер-министра журналисты.
Но премьер-министр не стал вдаваться в подробности. Он все повторял, что Кобулия – очень хороший стратег, аналитик, а у Грузии, как вы знаете, напомнил премьер-министр Бахтадзе, два пока непобедимых врага – «бедность и оккупация». И настало время принятия быстрых, оперативных решений, плавно перейдя на перечисление достоинств нового министра Турнава, Бахтадзе упомянул одно качество, которое, видимо, не обнаружилось у бывшего министра Кобулия:
«У Натии, действительно, есть правильное восприятие той социальной реальности, которая сегодня в стране. Те задания и сроки, которые должна выполнить Натия вместе со своей командой в Министерстве экономики, очень амбициозные. Но у Натии есть наша поддержка, и я уверен, она успешно справится с возложенными на нее обязанностями».
Слова Бахтадзе о правильном восприятии социальной реальности многие сочли как укор бывшему министру, который за девять месяцев своими изречениями успел неоднократно вызвать гнев общества. Кобулия не соглашался с критикой об ужесточении банковских регуляций, из-за которых многие уже не могли в рассрочку приобретать необходимые товары.
«Нам не нужны люди, которые возьмут кредит, чтобы купить холодильник или телевизор, из-за этого окажутся в черном списке, и, возможно, для погашения долга им придется продать даже квартиру», – заявлял министр Кобулия в начале апреля.
Самый большой ажиотаж вызвало мнение Кобулия о социальном положении грузинского населения.
«Может быть, у народа есть ощущение, что они испытывают трудности, поэтому некоторые думают, что стали жить хуже. Но если посмотреть на факты, – это не так», – утверждал министр в эфире «ТВ Пирвели».
Примечательно, что в своем последнем интервью лидер «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили не дословно, но тоже развивал эту мысль, сетуя на то, что экономика растет, только этого еще не чувствует народ, поскольку восприятию позитива мешают оппозиционный телеканал «Рустави 2» и «Нацдвижение».
Увольнение министра экономики в оппозиции расценили как очередное единоличное решение лидера партии Бидзины Иванишвили. Представитель «Европейской Грузии» обратил внимание на то, что на балансе Министерства экономики очень много объектов, которые могут привлечь внимание самого Иванишвили и его окружения, говорит депутат Ираклий Абесадзе:
«Очень хорошо было видно, что министра экономики уволили потому, что у него были разногласия с премьер-министром. Это невозможно связать с его плохой работой. Весь кабинет министров работает так. Возможно, его отставка связана с процессом приватизации стратегических и важных объектов, прибрать которые, вероятно, стараются Уча Мамацашвили (двоюродный брат Иванишвили) и другие представители окружения Иванишвили».
Имея в виду то, что Кобулия многие годы работал в московском отделе McKinsey, глава парламентского комитета по вопросам экономики Роман Какулия отметил, что местная грузинская среда для Кобулия была незнакомой, но это было поправимо, поспешил добавить депутат-«мечтатель»:
«Мы можем предполагать о некоем разногласии между ним и премьер- министром. Но об этом должен сам Кобулия сказать».
Но бывший министр Кобулия со вчерашнего дня на публике не появлялся. Депутат Роман Гоциридзе из «Нацдвижения» сообщил, что уже месяц Иванишвили через премьер-министра требовал, чтобы Кобулия написал заявление об уходе. Но он категорически отказывался.
«Просачивались сведения также о том, что Кобулия не все поручения Иванишвили исполнял и даже противостоял им. Вот решили заменить его на покорного власти, исполняющего все человека», – констатировал Роман Гоциридзе.
Представители правящей силы советовали журналистам и оппонентам не связывать все с именем Иванишвили, что кадровый вопрос в правительстве – это прерогатива премьер-министра Бахтадзе. А он свой выбор остановил на Натии Турнава, которая восемь месяцев была заместителем министра экономики Кобулия. Эту должность занимала Турнава и с 2000-го по 2005-й год.
Пять лет (2013-2018) она была заместителем исполнительного директора государственного «Партнерского фонда». А еще ранее возглавляла Государственную международную энергетическую корпорацию. И хотя вся ее долгая карьера связана с Грузией, российские СМИ обратили внимание на то, что 50 лет назад она родилась в столице России, и сообщили о том, что новым министром экономики стала «уроженка Москвы».
Несмотря на богатый профильный послужной список нового министра экономики, по мнению оппонентов власти, без единого, последовательного и комплексного подхода к этой сфере смена министра ситуацию не исправит. Натия Турнава по счету шестой министр экономики правительства «Грузинской мечты».