Украина – Грузия: парад инвалидов

Тенгиз Аблотия

Президентские выборы в Украине наглядно показали, что, несмотря на определенно сходство, политические системы Грузии и Украины устроены совершенно по-разному, и ситуация в Киеве никак не может служить поводом для каких-либо параллелей в Тбилиси.

Что мы видим в Украине, какие выводы позволяет делать разгромная победа Зеленского?

В первую очередь то, что украинская система, если можно так выразиться, – «полиолигархична». Сегодня в стране погоду делает пара десятков ультрабогачей, у которых примерно равные финансовые, организационные и медийные ресурсы. Кто из них на данный момент находится у власти – это стечение обстоятельств, но даже президент-олигарх ничуть не выше любого другого, который так же может занять его место.

Эта система обеспечивает редкостный по советским меркам уровень свободы в обществе: десятки олигархов со своими ресурсами и телекомпаниями постоянно воюют за место под солнцем, не давая власти усилиться настолько, чтобы она на следующий день разогнала их к чертовой матери. Это позволяет проводить настоящие демократические выборы и менять правителей как носки – что само по себе уникально по постсоветским меркам.

Оборотная сторона системы состоит в том, что в ее условиях власть всегда слабая, госструктуры неэффективны, а правая рука не знает, что делает левая. Это мешает в осуществлении радикальных реформ, поскольку для них нужна жесткая система, верховенство закона и максимальная эффективность аппарата – ничего этого не может быть в нынешней Украине.

Грузинская система – полный антипод. Взять – и перевернуть Украину с ног на голову. Поразительно, но, несмотря на то, что грузины в бытовом смысле куда более склонны к бардаку, чем украинцы, в политике – все ровно наоборот. Грузию характеризует высокий уровень централизации, власть всегда контролирует максимум того, что может, все госструктуры встроены в вертикаль и полностью ей подчиняются.

В случае с нынешней властью к этому также добавляется то, что в стране единственный крупный олигарх-миллиардер, которого от ближайших преследователей в плане финансов отделяет несколько нулей.

Кроме того, в отличие от Украины, даже самые богатые грузинские бизнесмены преимущественно не лезут в политику, не владеют СМИ, партиями и президентскими кандидатами. Максимум их вмешательства в политику – это стать депутатом парламента, чтобы защитить свой бизнес. Ни о каком влиянии на государственную политику говорить в данном случае не приходится. По сути, в Грузии, кроме Бидзины, даже олигархов нет.

Преимущество грузинской системы в том, что она намного лучше управляема, государство более эффективное, аппарат более устойчивый и стабильный. Оборотная сторона состоит в том, что смена власти в стране связана со всеобщим, массовым героизмом. Просто так прийти на выборы и сменить кого-либо – не вариант. В защиту правящей партии тут же выстраивается целая государственная машина.

В общем, обе страны по-своему инвалиды, и каждая хромает на свою ногу. Украинцы обречены легко менять имена-фамилии-названия партий, но при этом реальные реформы требуют массового бросания под танк. Грузины обречены каждые 10 лет биться за то, чтобы отправить домой очередную надоевшую всем власть, но при этом иметь намного более управляемое и эффективное государство.

Нет в мире гармонии. Каждая из этих систем уродлива по-своему, и пока они не изменятся, порядка в наших странах не будет.

Вот если бы нам к эффективной системе управления добавить бы украинскую легкость смены власти, а украинцам к легкости смены власти нашу эффективную систему управления... Как говорится, «если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...» Было бы идеально, но до такой изощренной пластической хирургии пока еще никто не доходил...

Еще кое-что о Грузии. Сейчас в наших сетях идет активное сравнение ситуации с Украиной, и как, правило, выводы не в нашу пользу. Оппозицию упрекают в том, что она недостаточно эффективна, что ей надо бы поучиться у штаба Зеленского, чтобы повторить его успех в 2020 году.

Что ж, внесу пару копеек в спор. Ситуация с выборами в Украине никоим образом не может иметь никаких параллелей с Грузией не только по указанным выше причинам, но и потому, что выборы у нас работают совсем по-другому.

В первую очередь хотелось бы предостеречь от соблазна уделять слишком много времени и внимания пиару. Фразы типа «Посмотрите, какую кампанию провел Зеленский, и насколько от них отстает наша оппозиция» – это вообще ни о чем.

Спешу вас разочаровать. Никакие пиар-технологии, заученные жесты и тексты, слова, рассчитанные «на целевую аудиторию», в Грузии не работают. Вы можете заплатить миллионы, пригласить лучших экспертов, которые будут учить вас, как правильно улыбаться, махать ручкой и надевать галстук правильного цвета, – все это бесполезно. Вы проиграете выборы так же, как если бы пролежали всю предвыборную кампанию в коме.

Возможность смены власти в Грузии не решают пиар-технологии, «месидж-боксы» и нужные цвета галстука. Здесь все решает один-единственный фактор: надоела ли власть настолько, что не работает ни пропаганда, ни подкуп, ни запугивание, ни административный ресурс. Если ситуация дошла до такой кондиции, то можно будет победить в выборах, не выходя из дома. А если не дошла – да вы хоть копируйте все пиар-уловки Зеленского, все равно проиграете, поскольку ваш черед еще не настал.

Да и вообще не стоит преувеличивать роль пиара в деле победы на выборах. Маленький пример: в Грузии в штабе правительственного кандидата в президенты главным по пиару был некий израильтянин Моше Клюфгарт. Сторонники оппозиции рассказывали о нем чудеса – он и мертвых на ноги ставит, и гром с молнией вызывает одним движением руки, ну и президентом может сделать даже почтовый ящик.

Моше Клюфгарт был объявлен чуть ли не автором победы Саломе Зурабишвили на выборах. Но вот перед вторым туром выборов в Украине он появился в штабе Порошенко – видимо, грузинские друзья ему рекомендовали: «Наш кадр, верный, проверенный».

Товарищ Моше повторил один в один все использованные им в Грузии трюки, поскольку, вероятно, тому был научен и ничего другого не умел. В итоге – Порох пролетел как фанера над Тель-Авивом. Отсюда вывод: не Моше и не правильный пиар победили в выборах в Грузии. Победили бесхитростный подкуп, беззастенчивое использование админресурса и прямое, как кувалда, запугивание. Как говорится, неэстетично, зато дешево и практично.

Так что, если придет в Грузии время, когда ненависть к «Мечте» будет сильнее, чем все вышеописанные «тонкие» методы воздействия, – победит оппозиция. С пиаром или без него. А не придет – то и победы не будет. Даже если наденете галстук самого подходящего цвета.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции