Панкисские события сделали актуальной тему взаимоотношений энергетических компаний с населением. Представители энергетического сектора сегодня заявили, что граждане выступают против строительства ГЭС под руководством экологов и НПО, которые против развития энергетики. В свою очередь экологи считают, что государство защищает интересы бизнеса за счет ущемления прав местного населения.
В ходе вчерашних беспорядков в Панкисском ущелье ранения получили десятки человек, а строительство третьей очереди Хадорской ГЭС было приостановлено. Протест местных жителей вновь со всей остротой поднял вопрос взаимоотношений местного населения с инвесторами, желающими построить ГЭС. Нынешний случай далеко не уникален, на протяжении последних пяти лет аналогичные процессы наблюдались и в Сванетии, и в горной Аджарии. В прошлом году жители региона Рача также протестовали против возведения Онского каскада ГЭС.
Your browser doesn’t support HTML5
Сегодня проблему обсуждали и энергетики, и экологи. При участии государственного Фонда развития энергетики Грузии сегодня проблему обсудили представители энергетического сектора. Основным тезисом энергетиков сегодня было утверждение, что протест населения управляем. Вот заявление главы фонда Георгия Чиковани:
«Сегодня строительство большинства ГЭС заморожено, и, думаю, с населением активно работают представители внешних сил, чтобы станции не были построены. Я считаю, что необходимо вести с населением диалог по выработке взаимовыгодных решений, как сделать, чтобы максимально снизить воздействие на окружающую среду. Однако категорическое «нет» в отношении ГЭС для нас неприемлемо. Это вызов и акция, направленная против интересов страны».
Ему вторил директор «Фери», осуществлявшей строительство в Панкисском ущелье. Лаша Иорданишвили обвинил представителей НПО в диверсии:
«Мы проанонсировали начало строительства станции, провели публичные слушания с местными жителями. Несколько месяцев завозились трубы, и никто не выразил никакого протеста. После этого вмешались внешние силы, представители неправительственных организаций, которые развернули ситуацию таким образом, что местные даже и слышать не хотят о строительстве ГЭС. Это, пожалуй, самое тревожное, что я увидел в событиях последних дней».
Наблюдатели отметили, что слова директора как минимум не соответствуют действительности. За неделю до беспорядков (16 апреля) в ущелье находилась представительная правительственная делегация, возглавляемая главой Минрегионразвития Майей Цкитишвили. Самой встрече предшествовал протест местных жителей 23 марта, которые прогнали рабочих компании. Жители Панкиси тогда заявили, что испытывают серьезный дефицит питьевой воды. В разговоре с местными активистами 16 апреля губернатор региона Кахети Ираклий Кадагишвили предлагал приостановить работы до разработки нового заключения по воздействию на окружающую среду. Однако неожиданно для всех компания возобновила работы под прикрытием тридцати полицейских.
По словам главы «Зеленых Грузии – друзей Земли» Нино Чхобадзе, поведение властей в этом вопросе весьма показательно. Никто не против энергетики, если это не происходит за счет разрушения среды обитания, пояснила эколог:
«Почему не только в отношении больших, но и малых ГЭС люди повсеместно прибегают к крайним формам протеста? Думаю, основная проблема кроется в недостатке водных ресурсов, которые сокращаются из-за глобального потепления. И дело в том, что две станции, возведенные в Панкиси, уже привели к истощению водных ресурсов, потребляемых местными жителями. И это люди ощущают на себе без всякого вмешательства экологов. К сожалению, в большинстве случаев инвесторы пытаются в обход населения продавить свои интересы, не особо вдаваясь в расчеты водных потоков. И когда местным жителям заявляют, что, «если вы останетесь без воды, мы потом предпримем меры», это несерьезный разговор, нельзя так поступать с людьми. Как правило, власти всегда занимают сторону бизнеса, полностью игнорируя интересы жителей и экологии».
По словам главы НПО «Зеленая альтернатива» Мананы Кочладзе, согласно международной практике, проект реализуется, если достигнут консенсус между местным населением и инвестором. В Грузии эта норма не действует, что говорит о том, что государство учитывает лишь интересы бизнеса.
«В нашем случает проект предполагал закладку деривационной трубы, с помощью которой вода подается на турбины. Из документа о воздействии на окружающую среду следует, что в результате 90% водного баланса уйдет в трубу. Соответственно, в результате возведения верхних ГЭС население уже столкнулось с нехваткой как ирригационной, так и питьевой воды, не говоря уже об уничтожении биоресурсов в виде рыбы и прочей живности», – подытожила эколог.
По всей видимости, осознание проблемы приходит и к власти. В частности, согласно сообщению главы парламентского комитета по охране окружающей среды Кахи Кучава, парламент обязательно заинтересуется документацией проекта. В случае если документ по оценке воздействия на окружающую среду в недостаточной мере отображает реальную безопасность местных жителей, парламент обязательно отреагирует, пообещал депутат.