В погоне за электоральным преимуществом

Если в законе «о гарантиях» необходимо указывать прописку избирателя, то в последнем – место жительства

Югоосетинский ЦИК отказал в регистрации трем кандидатам-мажоритариям. Как сообщается, «по заключениям рабочей группы». Между тем участники избирательной кампании жалуются на путаницу и явную неготовность Центризбиркома к проведению выборов.

Накануне избирательной кампании 27 декабря 2018 года парламент Южной Осетии принял конституционный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия». В пункте №4 статьи 30 этого закона («Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов, списков кандидатов») говорится:

«Избиратель ставит подпись и дату ее внесения в подписном листе, где он указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения … серию и номер паспорта гражданина Республики Южная Осетия, адрес места жительства, указанный в паспорте гражданина (иными словами – прописка), и дату его выдачи…»

Your browser doesn’t support HTML5

В погоне за электоральным преимуществом

Спустя два месяца – 28 февраля 2019 года, этот же парламент принимает еще один закон – «О выборах депутата парламента РЮО». В приложении к нему указан образец подписного листа, который противоречит ранее принятому закону. В частности, если в законе «о гарантиях» необходимо указывать прописку избирателя, то в последнем – место жительства. Кроме того, в нем, в отличие от первого (о гарантиях), не надо указывать дату получения паспорта.

Иными словами, парламент наломал дров, а ЦИК, в свою очередь, то ли не заметил этих ошибок, то ли не придал им значения, то ли сделал вид, что не заметил.

Не отреагировал Центризбирком, когда в центральных газетах были опубликованы образцы приложений к закону о выборах (в законе об основных гарантиях приложений нет): образцы подписных листов, сведений о доходах и т.п.

Но когда кандидаты начали сдавать документы и подписные листы, Избирком вдруг обнаружил новый подход: он начал руководствоваться исключительно законом «об основных гарантиях», т.е., по сути, изменил правила регистрации. Говорит депутат парламента от оппозиционной партии «Ныхас» Зита Бесаева:

«Центральная избирательная комиссия обязана была разработать инструкции по заполнению этих приложений. Заранее ЦИК не определил форму, от которой нельзя отходить. Если бы образец был утвержден и представлен всем кандидатам, то тогда и о нарушениях можно было бы говорить. А коль нет образов, то неудивительно, что каждый заполнил приложения по-своему. И если кандидат указал все необходимые данные, то это уже основание, чтобы признать их действительными.

– Эта неразбериха затронула многих?

– Насколько я знаю, многие уже по нескольку раз меняли подписные листы, потому что один говорит: такая форма, другой говорит: другая форма... Это о многом говорит: мы чисто технически не готовы были к проведению выборов, потому что не могут меняться правила уже в процессе приема документов. Сначала принимают в одной форме документы, потом говорят: нет, принесите нам в другой форме».

Есть и другие спорные моменты, которые начали всплывать перед кандидатами только во время регистрации. Например, ЦИК требует указывать сертификат на материнский капитал, причем еще не обналиченный, в графе «Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, или иные доходы».

Избирком вдруг изменил требования к копиям паспортов, начал требовать от кандидатов полные, а не выборочные образцы. Ведомству зачем-то понадобились снимки пустых станиц.

В итоге людей погнали собирать подписные листы и заполнять приложения по новой. Причем этим кандидатам еще повезло, а вот тем, кто принесет документы в последний день, эта путаница может стоить участия в выборах.

Например, российский ЦИК опубликовал в интернете специальный формуляр, который называется «Правила оформления сведений о кандидатах, избирательных объединениях, в том числе, с использованием ГАС «Выборы»». Он доступен любому пользователю интернета. В нем самым подробным и доступным образом указано, как заполнять все разделы сведений о кандидате. Расписаны даже рекомендуемые сокращения, аббревиатуры, наименования профессий, что писать с большой или маленькой буквы. То есть инструкция выполнена таким образом, что если ей следовать, то ошибиться почти невозможно.

Спрашивается: что стоило югоосетинскому ЦИК сделать кальку с российского формуляра с учетом нескольких небольших отличий и опубликовать их?

По мнению Зиты Бесаевой, это не просто серия ошибок или некомпетентности, это системная проблема. Всякий раз перед выборами власть зудит от желания обеспечить себе преимущество, и она пускается во все тяжкие. Так случилось и в этот раз, говорит Зита Бесаева:

«Когда подходят к избирательному законодательству поверхностно, второпях, лишь бы пролоббировать свои интересы, то происходит, как в этот раз: закон получается сырым, недоработанным, а его применение – затруднительным.

– Вы голосовали против этих законов, потому что предполагали подобные последствия?

– Конечно. Изначально было видно, что ЦИКу будет затруднительно их применять. Но к нам (оппозиционному меньшинству – прим «ЭК») не прислушиваются, когда мы высказываем свои замечания, в итоге получается вот так. Я каждый раз говорю: невозможно, чтобы избирательное законодательство менялось накануне выборов. Над такими законами надо работать заранее».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия