Светлая неделя все еще в разгаре, и потому я подумал, на какую нейтральную неполитизированную темку хотелось бы покалякать? Пересмотрел новостные сайты, и, нате, пожалуйста, увидел хорошую новость: грузинская национальная команда по хоккею на чемпионате мира в дивизионе Б в Мексике обыграла местную команду со счетом 3:2! Честное слово, до сего дня я понятия не имел, что у Грузии есть хоккейная команда, и что эта команда играет именно в хоккей, а не в расшибалочку. Я начал спрашивать всех, начиная от ясеня и кончая могучим ветром: а вы слышали, что в Грузии есть хоккейная команда? И все мне отвечали отрицательно. Никто про наш хоккей не слышал. О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух. И опыт тоже.
Сейчас мне звонил мой далекий друг Санчес из Мексики. Он поздравил с победой грузинской команды и рассказал про тонкости прошедшей игры. Я в хоккее, кроме как крика «шайбу-шайбу», ничего не смыслю, но теперь, по-видимому, надо начинать соображать, дабы в дальнейшем не попадать лицом в грязь. Мне стало приятно за победу наших ребят, несмотря на то, что к спорту я давно уже отношусь очень настороженно.
В принципе, чисто теоретически спорт я люблю. Люблю потому, что спорт, по своей сути, должен оздоравливать, держать в форме, не давать разнюниться, наращивать мышцы, вырабатывать волю. Если на душе тяжело, надо помахать руками, разогнать кровь, сделать пробежку, покататься на тренажерах, и тяжесть с души моментально исчезнет, до другого раза. Лично я спортом не занимаюсь, так как тяжесть на душе я пока не испытывал. Как только испытаю – так сразу в спортзал! Но пока что (тьфу-тьфу-тьфу) спорт мне не нужен. Вместо тренировок я собираюсь побольше ходить пешком, что пока тоже не получается. Лень-матушка раньше меня родилась.
Будучи проездом в США, я был поражен, как по утрам все, кому не лень, воткнув в уши наушники и слушая что-то ритмичное, бегали от инфаркта. «Молодцы, американцы», кричал я им и махал руками. Американцы привычно улыбались и пробегали дальше. Я тоже одно время собирался начать бегать, но потом, прочитав умные журналы и научно-познавательные книжки, узнал, что бегать не очень полезно для здоровья. Да-да, я сейчас не оговорился. Бегать – это неполезно. Может быть, во время бега сердечная мышца и становится более устойчивой, зато позвоночник страдает. Насчет сердечной мышцы тоже неточно, есть разные мнения, но насчет позвоночника – это 100 процентов. При беге межпозвоночные диски трутся и стукаются друг о друга, и ничего хорошего от этого не бывает. Это не я придумал, это мне один знакомый травматолог сказал, который всю жизнь в одной позе просидел, никуда не бегал и до сих пор прямо шагает, несмотря на свой девятый десяток. Бегать – нет, но ходить – это да. Полубыстрым шагом, не напрягаясь и следя за дыханием. Говорят, еще йога хороша, там они как-то по особенному дышат, заплетаясь в морские узлы, но я в это не верю и думаю, что все это от лукавого!
Так что спорт, он хорош. На телеэкранах он зрелищный, смотрибельный, азартный. Но в бытовых условиях, если тренируешься, то надо знать норму. А так как я эти нормы не знаю, потому и далек я от спорта, и вроде бы ничего, жив еще и танки мои быстры.
И вот постепенно я подхожу к крамольной мысли, что в профессиональном спорте ничего хорошего для спортсмена нет. Тем более сейчас, при нынешних нагрузках на организм идет такой стресс, что, будь у меня какая-нибудь неправительственная организация средней руки, я забил бы тревогу. Современный профессиональный спорт – это вреднее, чем пить и курить одновременно.
К примеру, возьмем бокс и вспомним Мохаммеда Али, суперспортсмена, одного из самых известных боксеров в истории спорта. В 42 года ему диагностировали страшную болезнь Паркинсона, после чего престижные медицинские журналы начали печатать статьи о вреде, который несет для организма профессиональная боксерская карьера. В журнале JAMA было опубликовано большое исследование, в котором изучалось состояние 38 профессиональных боксеров, у более чем половины из которых были обнаружены различные виды повреждений мозга. На основе этих исследований в США началась кампания за запрет профессионального бокса. И что? И ничего. Слишком большой доход приносит бокс своим организаторам. Ну и, конечно, особенно успешным спортсменом тоже. Великий Али за свою карьерную деятельность заработал около 60 миллионов долларов, что по тем временам было очень даже много. Вряд ли бы он, расписывая вывески и плакаты, чем занимался его отец, смог получить хотя бы сотую часть той суммы. Он сделал свой выбор, он пошел зарабатывать, круша чужие головы и подставляя свою. И заработал! Заработал миллионы и жуткую болезнь.
Да, спорт я люблю, но к боксу нетерпим, так как этот вид спорта для меня связан с тем, что народ собирается в зале, дабы насладиться дракой! И чем драчливее драка, чем жестче противники лупят друг друга, чем кровавее их лица и разбиты челюсти, тем народу жарче и интереснее. В остальных видах спорта такого ничего не наблюдается, хотя тренировочные нагрузки там тоже огромные.
В общем, профессиональный спорт – это очень вредная вещь, зато зрелищная и приносящая огромные барыши. Человек сам решает, что ему делать со своим телом: хочет – он его тренирует многочасовыми упражнениями, а хочет, как я, – располагает его удобно на диване, дабы тело чувствовало негу и блаженство.
Была такая спортсменка, Анна Семеновна Андреева, легкоатлетка, толкательница ядра, чемпионка Европы 1950 года. Очень милый и добрый человек, близкий друг нашей семьи. Будучи в Москве, мы всегда останавливались у нее, а она сама приезжала в Тбилиси и жила у нас. Прожила она долго, 82 года, но болела всеми теми болезнями, которыми болеют вышедшие в тираж спортсмены. В 90-х годах я ее видел, и выглядела она очень печально. Тогда она мне говорила, что все ее болячки от профессионального спорта. «Никому не желаю идти по этому пути», – говорила она мне. А ведь не сравнить те нагрузки, которые были раньше и которые есть сейчас. Если Анна Андреева в 1950 году толкнула ядро за 15 м, то Наталья Лисовская в 1987 году установила новый рекорд мира – 22, 63 метра. На семь метров дальше! Значит, на семь порядков больше тренировок она производила над своим организмом. Представляю себе, что ее ждет в почтенном возрасте.
Может, кто скажет, что у меня дилетантские рассуждения и я не зрю в корень? Что я против развития спорта и за сидячий образ жизни? Если кто так скажет, будет глубоко неправ. Я за любительский спорт, за детские спортивные площадки, за бассейны, за футбольные поля и ледовые арены. Но своих детей и внуков я не хотел бы видеть в рядах профессиональных спортсменов, даже выдающихся. Для меня их здоровье важнее всех призрачных миллионов, которые они могут заработать, занимаясь вредным образом жизни. А кто скажет, что современный профессиональный спорт не вреден, пусть ему станет стыдно.
Возвращаясь к нашему хоккею! Даже не знаю, какое-то двоякое чувство вызвала у меня победа наших хоккеистов, вроде бы это хорошо, но в то же время очень необычно: хоккей – и мы!
Хотя после того, что в футболе, несмотря на огромные государственные финансовые вливания, мы продолжаем благополучно занимать все возможные последние места, может, стоит кардинально поменять нашу спортивную ориентацию? От профессионального спорта все равно никто не откажется, так, может, пришло время переоценки ценностей? Вот уже несколько лет в регби у нас есть определенные успехи, а раньше, лет тридцать тому назад, я этот вид спорта не воспринимал всерьез. Нонче регби – наша игра. А в Японии наш земляк, сумоист Точиношин (в миру Леван Горгадзе), начал с успехом выталкивать своим телом японцев с круглой площадки (дохе). Уже начали поговаривать, что сумо – это тоже наша игра. Так что, может, и хоккей тоже станет нашим спортом, дай-то бог.
Хотелось бы только, чтобы без жутких нагрузок, без издевательства над своим организмом, без изнуряющих тренировок, которые рано или поздно будут аукаться. Но, по-видимому, если хочешь быть в первых рядах, должен насиловать свое здоровье. Ну что ж, каждый сам выбирает свой путь в поликлинику.
P.S. Светлая неделя подходит к концу, и даю слово: следующим разом буду снова глаголом жечь по нашим политикам и их алчному образу жизни.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции