Отчет главы Службы государственной безопасности Грузии в парламенте жестко раскритикован оппозицией. Противники власти обвинили правящую партию и самого Вахтанга Гомелаури в нежелании ознакомить общественность с истинным положением дел в стране с точки зрения угроз национальной безопасности.
Оккупированные территории остаются для Грузии главнейшим вызовом – глава Службы госбезопасности Вахтанг Гомелаури в течение 20 минут рассказывал депутатам об угрозах, с которыми столкнулась страна в 2018 году. Отчет руководителя СГБ депутаты от оппозиции требовали провести в публичном формате, за исключением деталей, содержащих государственную тайну. Но правящая партия решила не рисковать – заседание закрыли после вводной части. Тем не менее господин Гомелаури успел поведать о наиболее сложных участках работы своего ведомства. По его словам, весь 2018 год продолжалась милитаризация Абхазии и Цхинвальского региона и дискриминация грузинского населения по этническому признаку на этих территориях.
Your browser doesn’t support HTML5
«Подходы Российской Федерации к оккупированным территориям Грузии в 2018 году не изменились и по-прежнему состояли в проведении политики неформальной аннексии. Т.н политические и социально-экономические процессы в Абхазии и Цхинвальском регионе полностью контролировались и управлялись оккупационными силами. В то же время в данных регионах существует серьезная криминальная ситуация, полное игнорирование гражданских прав и социально-экономических проблем, которые угрожают каждому гражданину, проживающему на оккупированной территории», – заявил Вахтанг Гомелаури.
При этом, по словам главы СГБ, активность российского воинского контингента в оккупированных регионах является вызовом как для Грузии и Кавказского региона, так и для безопасности всей Европы. Что же касается деятельности иностранных спецслужб, то их основной целью была работа по изменению внешней политики Грузии. В частности, были зафиксированы неоднократные попытки подорвать доверие между грузинским обществом, властью и политическим спектром. Также среди главных вызовов Гомелаури отметил гибридные угрозы:
«В рамках гибридной войны спецслужбы иностранных государств ставили целью стравить представителей разных этнических и религиозных групп, проживающих в Грузии, усилить антизападные настроения в обществе, навредить двусторонним отношениям Грузии со странами региона и стратегическими партнерами, испортить имидж страны как демократического и стабильного государства и прочее».
С этой целью, по словам Гомелаури, иностранные спецслужбы активно использовали «деструктивные политические силы и общественные группы, а также медиа-средства и социальные сети». Перманентно осуществлялись кампании по дезинформации, в рамках которых распространялись ложные новости и искаженные факты. Впрочем, глава СГБ не стал называть ни конкретные организации, ни спецслужбы, ни страны, которые были замечены в этой «деструктивной деятельности». За что был раскритикован оппозицией. Один из лидеров «Европейской Грузии» Гига Бокерия фактически прямо обвинил правящую команду как минимум в потворстве подобной «деструктивной деятельности»:
«Разговор о спецслужбах или связанных с ними группах внутри страны. И здесь – в парламенте, и за его пределами очень часто такие группы либо напрямую связаны с правящей командой, либо имеют с ней много общего. Ту же ситуацию с Давид Гареджи спровоцировали люди, имеющие прямое отношение к правящей команде, и есть подозрение, что в кооперации со спецслужбами. Тот же «Альянс патриотов», который постоянно выступает с пропутинскими тезисами. Когда мы задаем эти вопросы – тому же Гахария или господину руководителю СГБ, – в ответ получаем молчание».
Конкретика прозвучала лишь в связи с деятельностью террористической организации «Исламское государство», чей лидер Абу Бакр аль-Багдади недавно вновь появился в информационном поле. Впрочем, если верить отчету СГБ, то на этом направлении для Грузии ситуация изменилась к лучшему. Количество и влияние возможных сторонников «Исламского государства», проживающих в стране в 2018 году, значительно сократилось, заявил Гомелаури:
«Проводилось установление лиц, связанных с терроризмом, и выявление угроз с их стороны. Однозначно стоить отметить, что количество и влияние возможных сторонников «Исламского государства», проживающих в Грузии, значительно сократилось в 2018 году. Предполагаемые сторонники организации испытывают идеологический и финансовый кризис».
При этом, по мнению одного из лидеров «Национального движения» Саломе Самадашвили, судя по последним событиям в стране, кризис испытывают сами власти Грузии, будь то столкновения в Панкисском ущелье или непонятная ситуация вокруг монастырского комплекса Давид Гареджи:
«То, что угрозы существуют, мы, естественно, знаем. Непонятно, почему о них говорит глава службы безопасности Бидзины Иванишвили, господин Гомелаури, – в то время когда, благодаря тому же Иванишвили, у Грузии сейчас президент – госпожа Саломе Зурабишвили, которая сама озвучивает посылы российской мягкой силы. Мы давно знаем, что Россия пытается разжечь конфликты на религиозной и этнической почве. И вопрос к господину Гомелаури – что сделало государство, чтобы помешать этому? К примеру, то, что уже многие годы не работает комиссия по Давид Гареджи, и что этот вопрос никто не решает, что привело к ситуации, когда стало возможным инспирирование противостояния, кто в этом виноват? Или когда мы говорим о событиях в Панкиси, кто за это ответственен? Конечно, власти».
Впрочем, в правящей партии считают, что обвинения оппозиции беспочвенны. По словам вице-спикера парламента Гии Вольского, с теми вызовами, которые обозначены, Грузия справляется успешно – как при помощи профессионалов из СГБ, так и в силу исторического иммунитета:
«Первая тема – этнические вопросы, которые являются угрозой не только для Грузии, но и для многих успешных европейских стран. И эти процессы налицо. Однако кроме того, что нашу безопасность на этом направлении обеспечивают высококлассные профессионалы, есть еще многовековая грузинская традиция, которая исключает противостояние на этнической почве».
Большая часть разговора главы Службы государственной безопасности с депутатами прошла за закрытыми дверями. Оппозиция назвала решение правящей партии не выносить вопросы национальной безопасности на открытое обсуждение тактикой страуса и попыткой скрыть от общественности важные проблемы, в появлении которых во многом виновато само правительство «Грузинской мечты».