В Ингушетии продолжаются аресты активных участников протестного движения. Российские правозащитники, посетившие республику и попытавшиеся разобраться в причинах общественно-политического кризиса, обратились к главе республики Юнус-Беку Евкурову.
В понедельник, 29 апреля, российские правозащитники обратились к главе Ингушетии Юнус-Беку Евкурову с просьбой ходатайствовать перед следственными органами об изменении меры пресечения всем арестованным участникам событий 27 марта и об их возвращении в республику.
Неделей раньше правозащитный десант высадился в Ингушетии с целью изучить ситуацию с арестами лидеров и участников акций протеста. На просьбу ингушских оппозиционеров о встрече откликнулись председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина, ее коллеги из Совета ПЦ «Мемориал» Александр Черкасов, Олег Орлов и сопредседатель Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев. Приглашение приехать в республику поступило и от ингушского омбудсмена Джамбулата Оздоева.
На тот момент по обвинению в сопротивлении сотрудникам силовых структур уже было арестовано 18 человек и более 70 подверглись административному наказанию. Среди арестованных оказалась большая часть лидеров оппозиции. К концу визита московских гостей оставшиеся на свободе некоторые оппозиционные активисты фактически перешли на нелегальное положение или вовсе были вынуждены уехать из республики.
За пять дней, которые правозащитники находились в Ингушетии, им удалось встретиться со многими людьми: сотрудниками администрации главы РИ, представителями оппозиционных структур, государственными и общественными деятелями как поддерживающими руководство Ингушетии, так и его оппонентами. Два раза встречались с Юнус-Беком Евкуровым и даже приняли участие в заседании адаптационной комиссии.
Как отметили правозащитники в открытом обращении к Евкурову, все, с кем им довелось побеседовать, определяют себя как патриоты Ингушетии и России, и все они хотят мира и стабильности на своей родине. Тем не менее, по итогам всех этих встреч, не удалось найти платформу для диалога между сторонами конфликта, обвиняющими друг друга в нарушении норм права. Далеко не все готовы всерьез искать компромисс, предпочитая выдвигать предварительные условия и использовать язык ультиматума.
Между тем в обращении подчеркивается, что именно сейчас в Ингушетии более чем необходим диалог власти и оппозиции. В противном случае неизбежно будет расти раскол между властью и заметной частью ингушского общества, а также внутри самого общества.
Для того чтобы такой диалог начался, важен первый шаг одной из сторон конфликта. Правозащитники считают, что в сложившейся ситуации именно власть должна проявить политическую мудрость для снижения напряженности в республике. В ходе встреч с Евкуровым обсуждалась возможность изменения меры пресечения для всех арестованных и содержащихся за пределами Ингушетии жителей республики, обвиняемых по статьям 212 и 318 УК РФ в связи с событиями 27 марта 2019 года. Глава Ингушетии выразил готовность обратиться к следственным органам с таким ходатайством, но указал, что для этого должны поступить соответствующие обращения от задержанных или от их родственников.
Среди арестованных есть и такие, которые призывали участников акций протеста не нарушать закон, не оказывать сопротивления представителям власти и разойтись. Не все из них готовы сегодня сделать такое обращение, воспринимая это как слабость и фактическое признание своей вины, хотя речь в обращениях должна идти не о признании вины, а об изменении меры пресечения, например, по состоянию здоровья.
В качестве просителей решили выступить сами правозащитники, дав тем самым власти формальный повод для проявления акта гуманности, который, по их мнению, способствовал бы восстановлению в республике гражданского согласия.
По состоянию на 5 мая количество задержанных за сопротивление при попытке разгона митинга в Магасе только увеличивается, хотя есть случаи, когда задержанным изменяют меру пресечения на домашний арест или подписку о невыезде.
В преддверии священного для всех мусульман месяца Рамадан пока еще сохраняется надежда на диалог внутри ингушского общества с целью поиска оптимального выхода из общественно-политического кризиса. Для этого необходимо участие не только российских правозащитников, которым тяжело разобраться во всех хитросплетениях ингушского протеста, но и самое активное участие авторитетных людей из самого народа, которых восприняли бы в качестве модераторов все стороны конфликта.