В абхазском парламенте депутаты и члены инициативной группы «За ратификацию 20-й статьи и конкурсный подбор кадров» обсудили поправки в проект закона «О декларировании доходов, расходов, имуществ и обязательств имущественного характера публичными служащими и депутатами». Наиболее острый спор разгорелся вокруг двух вопросов: какое ведомство должно принимать и проверять декларации и кто состоит в кругу близких родственников декларантов?
Вместо комитетского заседания сегодня в парламенте прошли слушания, так как не было кворума – из десяти членов комитета присутствовали только три. Голосовать за поправки депутаты не могли, поэтому обсудили с представителями инициативной группы «За ратификацию 20-й статьи и конкурсный подбор кадров» принятый в первом чтении проект закона «О декларировании доходов, расходов, имуществ и обязательств имущественного характера публичными служащими и депутатами».
Предметом спора стали две поправки. Одна касается органа, который должен проверять достоверность деклараций. Поправка предлагает направлять их в Министерство по налогам и сборам и публиковать на сайте этого ведомства. Другая поправка, о которой долго дискутировали, касалась круга близких родственников – декларантов.
Your browser doesn’t support HTML5
Депутат Астамур Логуа озвучил мнение части депутатов:
«За последнее время в стенах парламента говорили и о других инициативах, что, может быть, стоит продумать и обществу предложить, чтобы закон не касался только отдельных чиновников и депутатов, были же споры по близким родственникам, кто это такие и надо ли их включать? И есть такое предложение, что декларацию должны заполнять абсолютно все граждане Республики Абхазии, тогда это будет более прозрачно и более объективно».
Депутат Валерий Агрба возражал против того, чтобы достоверность деклараций служащих и депутатов проверяло Министерство по налогам и сборам. Он считает, что это должна делать Контрольная палата как более независимый и подотчетный парламенту орган.
С этим не согласились представители инициативной группы. По их мнению, Контрольная палата тоже не является полностью независимым органом, так как ее руководителя и бюджет утверждает парламент, а в мировой практике контролирующим органом обычно является Министерство по налогам и сборам.
Тут возникла дискуссия, в которой участвовали депутаты Валерий Агрба и Александр Анкваб, им оппонировал представитель инициативной группы Астамур Какалия.
Астамур Какалия: Любой чиновник декларирует свою собственность. Если он соврет, не задекларирует свою собственность, то в маленькой Абхазии это быстро обнаружится, гораздо быстрее, чем в крупных странах.
Валерий Агрба: Если у нас такие способы обнаружения, причем здесь управление тогда?
Астамур Какалия: Пусть Контрольная палата, пусть исполнительная власть, пусть все друг за другом приглядывают.
Валерий Агрба: Вам не кажется, что мы размываем эту процедуру?
Астамур Какалия: Нет!
Валерий Агрба: Если мы хотим задекларировать это в законе, как мы будем следить друг за другом?
Астамур Какалия: Нет, мне так не кажется, более того, мировой цивилизации так не кажется!
Валерий Агрба: Оставьте мировую цивилизацию! Ты за мной будешь следить, а я за тобой не буду следить. Как ты всех заставишь это делать? Я не понял.
Астамур Какалия: Мы будем разоблачать друг друга.
Валерий Агрба: Давайте лучше придумаем, как это в законе отразить.
Александр Анкваб: Для оптимизации разоблачения желательно создать «тройку», чтобы был итог разоблачения!
Валерий Агрба: Да, расстрельную!
Астамур Какалия: Нет, у нас же не 37-й год! Александр Золотинскович, мы не предлагаем никаких драконовских методов. Если человек получает зарплату пять тысяч рублей, а активов у него на пятьсот миллионов, мы не предлагаем его под расстрел пускать, мы предлагаем просто отойти от занимаемой должности!
Дмитрий Шамба уточнил, что для того, чтобы закон работал, необходимо внести поправки в ряд других законодательных актов. И после увольнения с работы должна наступать уголовная или административная ответственность. Он также напомнил, что Трудовой кодекс обязывает работодателя при освобождении работника от занимаемой должности сослаться на соответствующую статью. Если не внести поправки в Трудовой кодекс, то каждый уволенный может оспорить это решение в суде. В то же время Шамба считает, что нет необходимости увязывать принятие закона о декларировании доходов и расходов публичными служащими и депутатами с принятием поправок в другие законы. Это можно делать параллельно.
Спикер парламента Валерий Кварчия отмечает, что совершеннолетние и живущие отдельно от родителей дети вовсе не обязаны декларировать свое имущество, особенно если они живут за пределами Абхазии.
Александр Анкваб обратил внимание на то, что в законе о декларировании доходов и расходов нет ни одной дефиниции, и совсем непонятно, кого относить к категории госслужащих. Он предложил «спешить медленно» и сначала принять закон о государственной службе, проект которого уже давно пылится в парламенте.
Завершая встречу, Астамур Логуа предложил после праздников провести заседание комитета и определиться окончательно с тем, кто из числа близких родственников должен будет декларировать доходы и расходы, а также назвать орган, который будет проверять достоверность деклараций. И после этого вынести закон на очередную сессию парламента.
Спикер Валерий Кварчия подтвердил данное им обещание принять закон до начала регистрации кандидатов в президенты.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия