Власти вновь меняют правила получения югоосетинских паспортов для жителей Ленингорского района. Они требуют направить письменный отказ от грузинского гражданства в югоосетинский МИД, а те якобы будут пересылать его в посольство Швейцарии в Москве.
По словам гражданской активистки из Ленингора Тамары Меаракишвили, в последнее время жители района говорят о новых правилах получения югоосетинского гражданства. Новизна – в процедуре отказа от грузинского. По закону – это обязательное условие для получения югоосетинского паспорта, говорит Тамара Меаракишвили:
«Раньше заявление об отказе от гражданства Грузии заверяли у ленингорского нотариуса и вместе с другими документами сдавали в районное отделение милиции. Теперь людей отправляют сдавать заявление об отказе от грузинского гражданства в Министерство иностранных дел. Как объясняют, якобы из МИД заявления передадут российским дипломатам, которые переправят их в швейцарское посольство в Москве, а те в свою очередь – в Тбилиси. И когда из Тбилиси по этой же схеме будет получен ответ, подтверждающий, что заявитель больше не гражданин Грузии, тогда и выдадут югоосетинский паспорт. Пока никто не видел ответ из Тбилиси, но при этом несколько человек из района получили паспорта довольно быстро. Они не признаются, как им это удалось, но в приватных беседах говорят, что если иметь в системе своих людей, то паспорт оформят быстро».
Your browser doesn’t support HTML5
Получается одно из двух. Либо у них блат в швейцарском посольстве в Москве и они там для своих протеже из Ленингора стараются побыстрее организовать ответы из Тбилиси, либо ленингорцев обманывают и никуда югоосетинский МИД эти заявления не отсылает.
Тамара считает вторую версию более убедительной. По ее мнению, это просто удобный способ для чиновников набить себе цену или отказать местным жителям в гражданстве, сославшись на недобросовестность швейцарцев, русских или грузин.
Хотя, говорит гражданская активистка, и до этого чиновники не отличались расторопностью. Многие соискатели паспорта или пропуска для пересечения границы с Грузией вынуждены были по три раза собирать пакет документов, потому как после каждого раза им говорили, что их бумаги утеряны и надо принести их заново. Похоже, это такая местная фишка – терять документы. Сейчас, например, в Центризбиркоме массово теряют документы кандидатов-мажоритариев и на этом основании отказывают им в регистрации.
И все же, говорит Меаракишвили, простодушные жители района верят в рассказы про швейцарское посольство. Она напоминает, что в 2017 году в предвыборной программе кандидата в президенты Анатолия Бибилова в разделе «Ленингор» значились следующие обещания избирателям:
«Разобраться с проблемой двойного гражданства.
Решить проблему с социальными выплатами.
Навести порядок в системе выдачи пропусков в Грузию».
Анатолий Ильич своих обещаний не сдержал, считает Тамара Меаракишвили, более того, при нем стало труднее получить югоосетинское гражданство, с пропусками еще хуже, а о двойном гражданстве уже и мечтать не приходится.
Сначала граждан республики пропускали через границу по паспортам, потом заявили, что необходим еще и пропуск, и заставили людей собирать документы на пропуск, хотя в этих документах содержится одна и та же информация. Из-за нерасторопности чиновников пропуска до сих пор получили не все, хотя уже середина мая. Между тем срок действия документа – до конца года. Это значит, что люди не смогут навестить близких в Грузии в новогодние праздники и, скорее всего, до следующей весны будут стоять в очередях за новым пропуском. Говорит Тамара Меаракишвили:
«У меня такое впечатление, что над нами ставят эксперимент. Каждый день меняются правила – то пропускают, то не пропускают, документы меняют... Кто придумал эти лабиринты? Для чего они? Кому они полезны? Завтра исполняется два месяца, как у нас новый глава района. Как минимум он мог если не решить, то хотя бы поднять эти вопросы. А еще от нашего района в парламенте есть депутаты, но они тоже молчат. Почему об этом говорю только я – человек, против которого из-за этого паспорта возбудили два уголовных дела?»
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия