Сегодня президент Южной Осетии Анатолий Бибилов обсудил с председателем ЦИК Беллой Плиевой подготовку к парламентским выборам, которые состоятся 9 июня. По мнению югоосетинских экспертов, они затронули только сухие статистические данные и закрыли глаза на грубейшие нарушения конституционных прав кандидатов.
На прошлой неделе должна была состояться пресс-конференция председателя Центральной избирательной комиссии Беллы Плиевой. Уже было назначено место и время: в среду, 8 мая, в 12 часов в пресс-центре комитета информации и печати. Но в последний момент все отменили, якобы перенесли на следующую неделю. Возможность задать вопросы Белле Плиевой отменили без объяснения причин, а между тем вопросов накопилось предостаточно, и все неприятные.
Все по поводу форменного произвола, который утроил ЦИК. Всем более или менее известным ярким кандидатам-мажоритариям, способным составить конкуренцию партии власти «Единая Осетия», отказывают в регистрации под самыми абсурдными предлогами. На этом фоне решение перенести пресс-конференцию на неопределенный срок вполне объяснимо, считает Тимур Кокойты, она состоится тогда, когда уже нельзя будет исправить допущенные нарушения, – после окончания регистрации кандидатов 18 мая:
«Сейчас, когда подходит время окончания регистрации кандидатов, вопросы к ЦИК утрачивают свою актуальность. Конечных данных у меня пока нет, но по моим представлениям больше половины самовыдвиженцев не допустили. Это из тех, кого озвучили, но есть еще много людей, по кому решение пока не принято».
Your browser doesn’t support HTML5
Понятны и предпочтения председателя ЦИК в выборе способа информирования жителей республики о ходе подготовки к выборам. Вместо пресс-конференции, где могут прозвучать неудобные вопросы, – светская беседа с президентом. Белла Владимировна порадовала главу государства текущей статистикой, в ответ Анатолий Ильич похвалил ее за хорошую работу:
«Мы прекрасно понимаем, что некоторые из тех, кому отказано в регистрации, будут недовольны. Я уверен в одинаковом подходе ко всем заявителям со стороны ЦИК и в том, что все ваши решения основаны на принципах законодательства Южной Осетии».
Я не стану пересчитывать кандидатов, которым за последние дни отказали в регистрации, подозреваю, что в ближайшие два дня их количество существенно увеличится. Приведу только один пример, как отказали правозащитнику Фатиме Маргиевой. В ее случае обнаружилась новизна – ее сняли по справке МВД о судимости. Судимость была условной и давно погашенной, и, по словам экспертов, она могла ее указать как факт биографии, но отсутствие такой информации – не причина для снятия с дистанции.
В 2010 году суд постановил признать Маргиеву виновной в незаконном приобретении и хранении оружия, хотя оружие, принадлежавшее ее супругу, было зарегистрировано в Министерстве обороны. Фактически Маргиеву преследовали по политическим мотивам – после разгрома оппозиции она распространяла листовки с призывами бойкотировать парламентские выборы. Тогда ей присудили наказание в виде двух лет колонии общего режима с отбыванием условно и двух лет испытательного срока. Приговор был вынесен 4 июня 2010 года. Согласно ч. 3 ст. 86 УК РФ, для условно осужденных лиц состояние судимости начинается со дня вступления приговора суда в законную силу и продолжается до момента погашения или снятия, который наступает после окончания испытательного срока. В случае с Фатимой Маргиевой судимость была погашена через четыре года минус три месяца, которые ее продержали в СИЗО, то есть 4 марта 2014 года. Поэтому, по ее словам, она не указала в своих данных о погашенной или снятой судимости:
«Юридически я считаюсь несудимой. А коли так, то какой мне смысл было указывать, что я судима? А они сделали запрос в МВД, откуда к ним пришла бумага, что я судима. Я потребовала у них копию этой бумажки, сказала, что намерена судиться с МВД: на каком основании они удерживают насильственно за мной судимость, если я юридически уже не судима? Мне юрист ЦИК отказала: «Нет, мы не выдаем никаких справок».
Еще два «грубейших нарушения», которые обнаружили сотрудники ЦИК в документах Фатимы Маргиевой. Две девушки, собиравшие для нее подписные листы, указали свои паспортные данные, но не указали даты рождения.
О том, что это нужно было сделать, ЦИК не объяснил – никаких образов заполнения документов опубликовано не было. И еще сотрудники Избиркома «потеряли» последний лист из декларации о ее доходах, на котором было указано, что она внесла на свой счет кандидата 500 рублей, но их не потратила. Сотрудники ЦИК не признались, что сами потеряли лист, и обвинили Маргиеву в недобросовестном заполнении декларации.
Вот по таким ничтожным предлогам гражданину отказали в его конституционном праве быть избранным. Это мероприятие, к которому так энергично готовятся власти, можно назвать как угодно, но только не свободными демократическими выборами, считает Фатима Маргиева:
«Людей обманули. Обещали наполовину мажоритарный парламент, но сделали все возможное, чтобы никто из реальных мажоритариев в парламент не попал. Это самый настоящий обман».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия