В Зугдиди продолжаются споры между оппозицией и представителями окружной избирательной комиссии города. Оппоненты властей заявляют об очередных нарушениях в предвыборном процессе.
Новый день в окружной избирательной комиссии Зугдиди начался с новых жалоб и претензий оппозиции. На этот раз полемика между оппонентами властей и членами комиссии разгорелась вокруг списков избирателей, которые будут голосовать на дому. Как утверждает член «Национального движения» Хатия Деканоидзе, в списки эти были внесены люди, которые в состоянии передвигаться и голосовать непосредственно на избирательных участках. Напомнила она представителям комиссии и о других жалобах, которые до сих пор не были рассмотрены. Избирательные участки по сей день не охраняются должным образом, неизвестно, где находится жидкость для маркировки, сказала Хатия Деканоидзе телекомпании «Рустави 2»:
«150 жалоб, представленных нами, не рассмотрели. Госпожа Миранда (Миранда Месхи – председатель окружной избирательной комиссии Зугдиди) говорит, что их нужно изучить. Но главное, что мы задаем соответствующий вопрос, его выносят на голосование, и большинство – представители «Грузинской мечты» – потом голосует за то, чтобы не рассматривать этот вопрос».
Your browser doesn’t support HTML5
Так закончилось и сегодняшнее заседание окружной избирательной комиссии, после чего Миранда Месхи покинула заседание.
Что же касается списков избирателей, которые будут голосовать по месту жительства или нахождения, то представитель организации «Справедливые выборы» Михаил Бенидзе утверждает, что перепроверить их за два дня до начала голосования практически не представляется возможным, что и власти, и оппозиция не раз использовали во время предыдущих выборов. Представители политических партий часто агитируют «наименее активных» избирателей зарегистрироваться в этих списках с целью получить голоса тех, кто, вероятнее всего, не придет на избирательный участок, говорит Михаил Бенидзе. Кроме того, по его словам:
«Когда голосуют с помощью переносной урны (голосуют по месту нахождения), все процедуры сравнительно менее защищены, чем на избирательном участке. Урну переносят два члена комиссии, и наблюдателей в этот момент намного меньше, чем на участках. Мы помним, еще на прошлых выборах были такие факты, когда переносную урну возвращали в участок, а там было на 1-2 бюллетеня меньше. Появляются вопросы, куда и как пропадали эти бюллетени».
В какой степени политические силы воспользуются подобными схемами на предстоящих выборах, Бенидзе утверждать не берется. Ведь 19 мая в Зугдидском округе ожидают прибытия беспрецедентного количества наблюдателей. Во всяком случае, Центризбирком за текущую неделю неоднократно призывал местные и международные организации обратить особое внимание на этот округ, в частности, на «некоторые стороны, которые могут навредить процессу голосования». Речь явно идет об оппозиции, которая в последнее время практически в 24-часовом режиме ведет споры с местной окружной комиссией. В правящей партии утверждают, что таким образом их оппоненты пытаются внести беспорядок в предвыборный процесс. Говорит председатель парламента Ираклий Кобахидзе:
«Это должно быть связано с результатами исследования в Зугдиди, которые есть у нас и «Национального движения». Согласно этому исследованию, они с большой вероятностью проиграют уже в первом туре выборов. Наверное, это и заставило их изменить тактику, которая заключается в искусственном создании беспорядка».
В объединенной оппозиции между тем утверждают, что ничего не знают о подобном исследовании, говорит один из лидеров объединения Георгий Вашадзе:
«Это ложь, что существует какое-то исследование, согласно которому их кандидат (кандидат от «Грузинской мечты» Георгий Шенгелая) победит на выборах в Зугдиди. Это такая же ложь, как и их заявление, что Саломе Зурабишвили могла победить в первом же туре».
Промежуточные выборы в парламент и внеочередные муниципальные пройдут 19 мая в 12 избирательных округах, однако именно Зугдиди стал предметом распри между оппозицией и властью. Политолог Гиа Нодиа объясняет это тем, что именно в Зугдиди будет происходить борьба между представителями правящей партии и столь неугодным им экс-президентом Михаилом Саакашвили, поскольку участие в голосовании его супруги Сандры Рулофс не было бы возможным без его одобрения. Поэтому возможную победу Рулофс власти расценивают как первые шаги на пути возвращения в страну Саакашвили, считает политолог.