В Грузии обсуждают итоги промежуточных выборов. В пяти муниципалитетах страны выбирали мэра, а в Тбилиси, в одномандатном округе Мтацминда, – депутата в парламент. Основное противостояние за голоса избирателей вновь имело место между двумя политическими силами – правящей силой «Грузинская мечта» и бывшей партией власти «Нацдвижение». В регионах партия олигарха Бидзины Иванишвили одержала победу, но этого не произошло в столице Грузии – там состоится второй тур голосования. Особое внимание грузинских наблюдателей привлекают итоги выборов в Тбилиси, а также Зугдиди, где баллотировалась на пост мэра от оппозиционной коалиции «Сила в единстве» супруга Михаила Саакашвили Сандра Рулофс.
Зугдиди и Тбилиси стали центром внимания не только противоборствующих политических сил «Грузинская мечта» и «Нацдвижение», но и грузинских наблюдателей. Тбилисский одномандатный округ Мтацминда оказался единственной географической точкой на избирательной карте промежуточных выборов, где состоится второй тур. Там за мандат мажоритарного депутата боролись 20 кандидатов. Но фаворитами гонки были кандидат от правящей силы «Грузинская мечта» Ладо Кахадзе и кандидат от оппозиционной коалиции «Свободных демократов» и «Европейской Грузии» Шалва Шавгулидзе. За кандидата партии власти проголосовали чуть более шести тысяч (6036, что составляет 41%), за оппозиционера Шавгулидзе – около пяти с половиной тысяч (5422, что составляет 36,83%) избирателей.
Your browser doesn’t support HTML5
В Зугдиди же за пост мэра развязалась ожесточенная борьба между кандидатом «Мечты» Георгием Шенгелия и выдвиженцем от оппозиционной коалиции «Сила в единстве», супругой Михаила Саакашвили Сандрой Рулофс. По предварительным данным ЦИК, Рулофс набрала 42,84% голосов, Шенгелия – 54,18%.
Почему итоги выборов в Зугдиди и Тбилиси стали знаковыми, говорит эксперт по вопросам самоуправления Ираклий Мелашвили:
«В Зугдиди грузинский избиратель дал пощечину Михаилу Саакашвили, а в тбилисском округе Мтацминда показал желтую карточку Бидзине Иванишвили. И хотя у «Мечты» в целом убедительная победа, итоги выборов должны заставить власти серьезно задуматься. Ведь для сохранения власти «Мечты» главным фактором остается Михаил Саакашвили. У Саакашвили есть высокий рейтинг, но его антирейтинг остается гораздо выше».
Тем не менее такой подход на седьмой год правления, считает Мелашвили, не выгоден ни правящей силе, ни в первую очередь государству. Еще одно наблюдение Мелашвили: «Мечта» преуспела в максимальном использовании админресурса:
«Пока у нас будет государственная система, в которой все – бизнесмены, предприниматели, фермеры, учителя, спортсмены, певцы и так далее – зависят от госбюжета, их благосостояние привязано к государственным проектам, остановить злоупотребление административными ресурсами невозможно. Эта проблема останется до тех пор, пока не произойдет реальная децентрализация и распределение полномочий на разных уровнях и ветвях власти».
Мелашвили отмечает, что каждая политическая сила до выборов активно говорит о необходимости децентрализации, но после прихода к власти напрочь забывает об этом.
Если за два года ничего не изменится, считает Коте Канделаки, глава НПО «Международный центр развития гражданской культуры», итоги парламентских выборов в 2020-м будут такими же, как сейчас в Зугдиди:
«К сожалению, борьба за власть продолжается опять между двумя политическими силами. Обе силы выбрали накатанную тактику и стратегию предвыборной кампании – «Грузинская мечта» продолжает пугать избирателя «девятилетним кровавым правлением». И эта стратегия, несмотря на недостатки, все еще оправдывает себя. Ситуация в Зугдиди, как генеральная репетиция к парламентским выборам в 2020-м. Если кардинально ничего не изменится, мы вновь получим такую же картину с противостоянием двух политических сил».
Поражение Сандры Рулофс в Зугдиди для многих стало поводом решить, что «Мечта» останется у власти и в третий раз, чего до этого не смогла достичь ни одна политическая сила за всю новейшую историю Грузии. Рисуя такую перспективу, можно услышать, особенно от одной части сторонников партии Михаила Саакашвили «Нацдвижение», и о том, что от «мечтателей» можно избавиться только путем революции.
Такой скепсис не разделяет политолог Гия Хухашвили. Он рассматривает будущее сквозь призму итогов промежуточных выборов не в Зугдиди, а в Тбилиси:
«Мы не должны забывать, что парламентские выборы 2020-го года не подразумевают в себе единоличную победу одного субъекта, и если рассматривать ситуацию в ключе итогов выборов в округе Мтацминда (Тбилиси), вероятнее всего, в парламент могут попасть мелкие партии. Пороговый барьер будет низким, всего 3% голосов избирателей. Парламент будет многопартийным и вероятность формирований коалиционного правительства высока».
По мнению Хухашвили, за известного правозащитника, «Свободного демократа» Шалву Шавгулидзе в Тбилиси проголосовало бы больше избирателей, если бы он баллотировался вне коалиции с «Европейской Грузией». Партия создана из бывших «националов», а значит, это такой же «подпорченный бренд», как «Нацдвижение», поясняет политолог.
Для грузинских наблюдателей итоги промежуточных выборов в тбилисском округе Мтацминда примечателен тем, что можно определить шансы новых политических партий и фигур. К примеру, на третье место вышел независимый кандидат Леван Иоселиани (6,55%), поддерживаемый недавно созданной политической силой Алеко Элисашвили «Гражданское движение». А на четвертом месте оказался Герман Сабо (4,76%), кандидат от «Гирчи». Партия выступает за легализацию употребления марихуаны, отмену обязательной военной службы, кроме того, очень часто свои политические требования отстаивает в эпатажной форме.
По мнению политолога Гии Хухашвили, у «Гирчи» локальная столичная популярность. Что же касается других некрупных политических партий, им придется побороть нигилизм среди избирателей, показателем которого стала низкая явка на промежуточных выборах.