Второй день продолжается акция протеста оппозиционных сил у стен абхазского парламента. Причем после вчерашнего отказа депутатов перенести президентские выборы с июля на ноябрь, до выздоровления лидера оппозиции Аслана Бжания, требования оппозиционеров стали гораздо радикальнее – досрочный уход в отставку президента.
Абхазия вновь угодила в зону политической турбулентности. Ситуация, как и умонастроения в обществе, меняется с калейдоскопической быстротой.
Минувшие выходные воспринимались как передышка перед дальнейшим обострением ситуации. Размышляя над ситуацией, многие склонялись к мысли: а почему бы власти действительно не согласиться на перенос президентских выборов с 21 июля на осень, до предполагаемого выздоровления и возвращения в строй Аслана Бжания? Во-первых, она, власть, в таком случае еще несколько месяцев гарантированно будет находиться у руля. Во-вторых, продемонстрирует гуманность и нежелание пользоваться ситуацией, когда отсутствует ее главный оппонент – кандидат от оппозиции. В-третьих, очень многие в Абхазии будут довольны и благодарны за то, что избирательные страсти не помешают им провести курортный сезон, ведь для тысяч семей в республике – это главный источник дохода.
Your browser doesn’t support HTML5
Внимание немалого числа интернет-пользователей привлек пост, размещенный в своем аккаунте в соцсетях известным общественно-политическим деятелем Асланом Кобахия, который до недавнего времени был первым вице-премьером правительства и воспринимается в обществе как давний соратник президента Хаджимба: «Абхазия в третий раз выбирает президента в очень неудачное время года. Если мне память не изменяет, во власти проговаривался вопрос, как сделать так, чтобы уйти с летного периода президентской гонки. Не думаю, что в данном вопросе могут быть серьезные противоречия между властью и оппозицией, только надо найти правовое решение этого вопроса. Не нужны никакие митинги, а надо просто садиться и договариваться. Срыв курортного сезона равносилен выстрелу себе в ногу. А Аслану Бжания и его помощникам желаю скорейшего выздоровления!»
Вспомнилось, что в 2016-м, когда оппозиция инициировала проведение референдума о досрочной отставке президента Хаджимба, Аслан Кобахия мгновенно все просчитал и заявил в телевыступлении, что противникам этой идеи достаточно будет просто не пойти референдум (на это вообще не надо никаких времени и усилий). В итоге так и вышло, плюс к этому перед самым референдумом оппозиционеры, реально оценив ситуацию, сами призвали к его бойкоту, и он закончился конфузом. Не исключено, что сейчас Кобахия также учел, что оппозиции, если выборы пройдут в назначенные сроки, будет нетрудно сделать их не состоявшимися. Тем более что на этот раз в бюллетени включена графа «против всех».
Но иллюзия, что 20 мая будет найдено соломоново решение, просуществовала недолго. В понедельник в парламенте была предпринята попытка «разрулить» ситуацию следующим образом: отменить решение парламента от 4 апреля о назначении президентских выборов на 21 июля и назначить их на 23 ноября сего года (ныне действующий президент продолжал бы при этом исполнять свои обязанности); одновременно ввести до 23 ноября мораторий на действие статьи 6 Конституционного Закона Республики Абхазия «О выборах президента Республики Абхазия», предусматривающую сроки проведения выборов. Внеочередное заседание сессии, назначенное на шестнадцать часов, обсудило предложения рабочей комиссии в составе пяти депутатов – Батала Табагуа, Валерия Агрба, Кахи Пертая и Лаши Ашуба.
Батал Табагуа при этом сказал:«Думаю, что если после принятия данного решения парламентом в случае, если таковое будет и если президент страны посчитает, что тут нарушены законы, у вас есть возможность обратиться к нему… Так что здесь никаких, как говорится, страшных событий не произошло».
Депутат Рауль Лолуа, который накануне выступил в своем аккаунте в соцсетях с гораздо более радикальным предложением – потребовать немедленного досрочного ухода в отставку президента, премьера и руководителей силовых структур, заявил: «Я поддержу это постановление, но хочу, уважаемые коллеги, вас предупредить, что оно несет определенные риски. Президент… Прокуратура, скорее всего, может выйти с протестом, и это решение будет отменено».
Голосование начали со второго вопроса – о введении моратория. «За» высказались 14 человек при необходимых 24 голосах (более двух третей от 35-ти – числа депутатского корпуса). Всего в голосовании участвовало 32 человека, 19 проголосовало «против». Таким образом, Народное собрание оставило без изменений дату голосования на выборах президента Абхазии 21 июля 2019 года.
Когда собравшиеся на площадке перед парламентом, а по их собственным оценкам их было более двух тысяч, узнали о решении депутатов, их возмущению не было предела. В выступлениях через мегафон звучали требования, чтобы спикер парламента вышел к собравшимся и огласил списки тех депутатов, кто проголосовал «за» и «против». Вот кусочек выступления Мизана Зухба:
«На мой взгляд и взгляд собравшихся здесь людей, проголосовавшие депутаты не за отложение выборов, они являются пособниками тех людей, которые совершили отравление Аслана Бжания (Аплодисменты). Для них революции никогда не было, в 14-м году они ее растоптали».
В интернет-сообществе те, кто надеялся на «соломоново решение», тоже выражали недовольство. Впрочем, кое-то вступился за ту часть депутатов, голосовавших против, которые считаются «провластными»: они просто подтвердили свою верность действующему президенту; если бы он выразил согласие, то и они бы проголосовали «за», а если он против, перенос срока выборов все равно не пройдет…
Но настроение многих сочувствующих оппозиционерам интернет-пользователей резко изменилось после того, как ближе к полуночи в Сети появилось заявление:
«Дорогие сограждане! С сегодняшнего дня в стране объявлены акции общегражданского неповиновения и чрезвычайное положение! В связи с этим завтра в г. Сухуме работники общественного транспорта объявляют забастовку и присоединяются к акциям гражданского неповиновения. Будут перекрыты мосты и дороги по республиканской трассе. В эти минуты в Сухуме начался Народный сход, который требует отставки действующего режима Р. Хаджимба! Обращаемся ко всем неравнодушным гражданам страны присоединиться к Народному сходу! Положим конец бандитизму и преступной власти! Совет Народного схода г. Сухума, 20 мая 2019 г.».
И действительно сторонники оппозиции в ночь на 21 мая перекрыли центральную трассу в районе Бзыби и Тамыша, заблокировав автомобильное движение. Посыпались гневные интернет-отклики: «Как надоел этот беспредел!»; «Ничего лучшего, чтобы настроить против себя народ, оппозиция придумать не могла. Перекрытые дороги – это конфликты и антирейтинг для оппозиции»; «Не хочу никого обижать, но мне порой кажется, что чем дальше, тем больше всем на всех и на все наплевать! Неужели нельзя подумать о простых людях, которые стараются в наше отнюдь не легкое время как-то прокормить семью? Что власть забила на всех, что митингующие. Дороги перекрыть... Что происходит… У меня, например, в Гагре лежит родственник в реанимации, а сегодня прооперировали другого в столице, и что, мне нельзя поехать к ним?.. Родители в Гудауте... Кто имеет право лишить меня свободного передвижения в своей стране?!» Самыми мягкими были такие комментарии: «Ну, это уже перебор». Одна из форумчанок, которой удалось все же проехать ночью пост в поселке Бзыбь, описывала картину: около двухсот мужчин с суровыми лицами и несколько рядов машин, перекрывших трассу.
Сегодня утром митингующие разблокировали названные участки дороги, заявив, что акция имела предупредительный характер. Но, по моим наблюдениям, эта ночь в восприятии многих жителей Абхазии серьезно ударила по их рейтингу.
Властные структуры не замедлили выступить с обвинениями в адрес оппозиции. Например, министр по курортам и туризму Автандил Гарцкия сообщил с телеэкрана, что из-за перекрытой трассы на Бзыби сегодня утром до 20 автобусов с экскурсантами сразу же вернулись в Россию. Туристы, приезжая в Абхазию, оставляют у нас деньги, они покупают товары на рынках и так далее, сказал он, и, по его мнению, было потеряно таким образом полтора миллиона рублей.
Сегодня акция у стен парламента продолжалась. Часть ее участников ночевала прямо здесь, причем обошлись без палаток.
Не ходили автобусы и маршрутки, в Сухуме было выпущено на линии только два троллейбуса из двенадцати. Зато, как говорят горожане, хорошо заработали таксисты.
Президент Рауль Хаджиба выступил с телеобращением, в котором, в частности, сказал:
«В эти дни мы с вами стали очевидцами деструктивных действий оппозиционных сил, которые под внешне благовидным предлогом заботы о состоянии здоровья депутата Аслана Бжания и его участии в предстоящих президентских выборах на деле обнажили суть своих главных намерений – досрочной отставки главы государства. Я уже сообщал о том, что проблемам, связанным со здоровьем депутата и его помощников, нами уделяется пристальное внимание. Совместно с российскими коллегами нашими правоохранительными органами ведется тщательное расследование дела.
Как вам известно, во имя осуществления своих целей оппозиция прибегла к объявлению бессрочного митинга перед зданием парламента Республики Абхазия, к ряду противоправных акций: перекрытию центральной автотрассы на участках Бзыби и Тамыша, принудительной остановке работы троллейбусного хозяйства и автобусного парка в городе Сухуме и другим мерам, дестабилизирующим обстановку в стране. И все это происходит в период начала курортного сезона. Подобное нагнетание напряженности, к глубокому сожалению, может отпугнуть многих отдыхающих, приему которых мы уделяем значительное внимание.
Я уже говорил в своем выступлении о важности спокойного проведения выборов в сроки, определенные Конституцией Республики Абхазия. Однако действия оппозиции обостряют общественно-политическую ситуацию. Факты, наблюдаемые нами в последние дни, свидетельствуют о попытках захвата власти, несмотря на то, что лидеры оппозиции пытаются объяснить их благими демократическими устремлениями».
За эти дни, сообщил также Хаджимба, неоднократно созывался Совет безопасности, на котором обсуждаются разумные пути урегулирования складывающейся ситуации.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия