Решение руководства лондонского «Арсенала» не брать в Баку на финал Лиги Европы своего полузащитника, капитана сборной Армении Генриха Мхитаряна, выглядело окончательным еще в тот день, когда Совет Европы вернул российской делегации право голоса, и это совпадение, конечно, случайно, хоть, как положено совпадениям, символично.
Мир мстителен, хоть пытается это скрыть самым политкорректным образом. Но сначала о хорошем – о футболе. В карабахскую ловушку УЕФА попадает не в первый раз. В 2007 году, презрев все регламенты и спортивные мотивы, Мишель Платини просто отменил матчи между сборными Азербайджана и Армении, попавшими в одну отборочную группу чемпионата Европы. Великий игрок, став чиновником, оказался чеховским Беликовым, сочтя, что нераспределенные очки все равно ничего не решат в судьбах этих аутсайдеров, зато ничего рискованного не вышло. Потом тот же Мхитарян в составе дортмундской «Боруссии» не помог команде в ее бакинских матчах против местной «Габалы», но то был, конечно, не финал Еврокубка, да и Баку на самом деле сделал тогда все, пугая Мхитаряна арестом, чтобы немецкий клуб пошел на компромисс.
Нынешняя же история, похоже, совсем другого рода. Азербайджан, добившийся права на проведение финала Лиги Европы, с самого начала дал понять, что никаких рецидивов прошлого не допустит. Рисковать имиджем страны, способной принимать самые грандиозные спортивные начинания, Баку не собирался, более того, участие Мхитаряна в бакинском финале наверняка стало бы частью блистательной инсталляции на тему финала, одной из главных технологий укрепления такого имиджа, а уж его безопасность стала бы одной из главных ставок мероприятия.
Нет, здесь что-то совсем другое.
Главный вопрос недоброжелателей, и не только армянских, и не только вдруг вступившегося за них футбольного комментатора Василий Уткина: почему Баку? Пусть в футболе расцветают цветы на всех широтах? То, что международные спортивные чиновники выдают за прекрасный идеализм в духе барона де Кубертена, вдохновило тренера «Ливерпуля» Юргена Клоппа на прямой и неполиткорректный вопрос, адресованный этим чиновникам: что они, интересно, ели на завтрак перед тем, как принять решение о таком странном месте для финала? Клопп подошел к теме расширительно, подвергнув сомнению принадлежность нашего далекого восточного мира к футбольной ойкумене вообще, и финал Лиги чемпионов, прошедший несколько лет назад в Киеве, конечно, хорош, но – зачем? О том, что в 2008 году в Москве прошел финал Лиги чемпионов, Клопп решил не вспоминать, а зря, хоть финал, кстати, тоже был, как ныне в Баку, английским, и тоже был очень даже неплох. Кстати, о московском чемпионате мира он тоже не сказал ни слова. Хотя, пожалуй, мог, если бы проследовал своей логике до конца.
С Клоппом, конечно, можно спорить, хотя аргументы вполне имеют право на существование. И дело не только в том, что до Баку добираться, в самом деле, удовольствие не для каждого, и с билетами фанатов скандально обделили. Но кумир Ливерпуля немного лукавит. Если не конкретное утреннее меню чиновника УЕФА, то его аппетиты после всех скандалов последних лет ему известны. И Баку в этом знании глубоко вторичен. Бизнес от футбола не хуже любого другого, того же газового, и если экс-канцлеру Германии позволено крепить дружбу между Востоком и Западом, то, что мешает под предлогом расширения большой футбольной географии людям из ФИФА, УЕФА, МОК принимать решения, вызывающие столь некорректное любопытство Клоппа, и не только Клоппа? Европу уже давно сотрясает невидимая миру война, национальные футбольные лиги – против УЕФА и все более аффилированных с ней руководителей ведущих клубов. Что там финал Лиги Европы, если на кону изменение всей структуры главных турниров и, соответственно, неимоверных финансовых потоков, что там Баку, если даже последнее из европейского святого, «эль-классико» – главные матчи испанской Ла Лиги между «Реалом» и «Барселоной» почти проданы стадионам нефтяных шейхов и США. Во имя популяризации футбола, естественно. Финалам Еврокубков приготовиться.
Ну и, естественно, почему, если в списке есть Москва и Катар, в нем до сих пор нет Баку, который уже освоил полагающуюся его статусу «Формулу-1» и внезапные Европейские игры пережил с размахом Олимпийских, которые ему пока не достались, но все впереди, потому что пирамида должна строиться без пауз, чтобы не просочились подробности, которые некоторое время назад уже начали было просачиваться, да пока стихло?
Мир подвержен соблазнам, ничего нового, но это полбеды. Мир объективно вынужден считаться с тем, что он подвержен соблазнам, а стало быть, теперь нам всем и приходится из этого исходить, как из других непреложностей, вроде особенностей климата и скоротечности жизни. Дело не только в шальных деньгах. Даже свои самые благородные и прогрессивные решения мир должен принимать, в том числе, и на взносы, причем немалые, тех, кого ему приходится осуждать, а иногда и изгонять из ПАСЕ, потому что взносы взносами, а тошнота тошнотой, но бюджет все-таки надо верстать, и надо учиться не обращать внимания на то, как усмехается изгоняемый усмешкой сказочно разбогатевшего двоечника.
Это и есть формула стабильного равновесия, миг консенсуса продавца и покупателя, гармонии дающего и берущего, жаждущего самоутверждения и своей конной статуи, и имеющего их к продаже. Система выглядит окончательно сбалансированной: Россия возвращается в ПАСЕ, Украина недовольна, но для нее всегда найдется что-нибудь хорошее, вроде финала Лиги чемпионов, с которым она, что бы там ни говорил немец из Ливерпуля, прекрасно справилась. Кто-то что-то не знает про то, как Баку или Москва получают свои финалы, чемпионаты, формулы, в которых поистине совершенно не важны победы, а принципиально только и исключительно участие?
Но мир не просто мстителен – он злопамятен. Он подвержен соблазну, но он не забывает своей поруганной брезгливости, чего не в состоянии понять наш разбогатевший двоечник. То, что немцу – купеческий разгул и каприз нувориша, патриоту с наших широт – знак величия, как вчерашний танк и газовая труба сегодня. Или Клопп не видит у себя на «Энфилде» бегущую строку с рекламой «Газпрома»? Ко многому человек искусства может отнестись как к банальному, что называется, чесу, но не к финалу Еврокубка, – настоящий болельщик, каковых большинство, поймет. Можно купить себе председателя совета директоров, суперлоббиста, который отменит или хотя бы ослабит для тебя масштаб санкций, можно посмеяться над миром, который не способен устоять перед тем, как ты швыряешься деньгами, но после этого не надо удивляться тому, что он ничего не прощает. Да, мир пристрастен и порой даже несправедлив к тому, на чье мошенничество приходится соглашаться, но чего же вы хотели, господа? Мошенник, навязавший свои правила, платит дважды. Сначала он инвестирует в свое мошенничество, а потом его ловят на допинге, может быть, и не всегда по делу. На каком-нибудь фигурном катании, скажем. На всем, где гармонию не очень поверить алгеброй бухучета. Если Крым в глобальном масштабе не наказуем, то он не прощаем, и это все равно вспомнится, будьте уверены. Если вы позволяете себе этнические фильтры на пограничном контроле, то будьте готовы, что однажды вам предъявят Мхитаряна, пусть и по совсем другим мотивам, в рамках совсем другой интриги и вовсе не ради исторического торжества армян. Но, как говорил великий вольтеровский оптимист Панглос, если не все в этом мире хорошо, то все, по крайней мере, к лучшему. Или так: если мир несправедлив по своему устройству, то как-то сама собой эта справедливость в мире все-таки устраивается.
Проблем всего две.
Во-первых, платит в этих сюжетах, увы, не тот, кто заказывает себе на дом всю эту музыку, от олимпийского гимна до футбольного марша. Платят спортсмены, болельщики, зрители, граждане, и несправедливость этой платы по всем законам стокгольмского синдрома заставляет их солидаризоваться с теми, чьими стараниями они в этом коллективном Крыму очутились, и так виток за витком, потом это назовуь национальным подъмом.
И второе: лично Генрих Мхитарян. Он, положа руку на сердце, уже все равно играет так, что едва ли вышел бы на Олимпийском стадионе в Баку в стартовом составе.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции