«В Грузии, Молдове и Украине наследие советского прошлого и сложные переходные процессы 90-х годов XX века затормозили появление нового поколения лидеров-реформаторов, которые придерживаются принципов и ценностей управления на благо государства». Это выдержка из последнего исследования Chatham House – британского аналитического центра, специализирующегося на особенностях управления государством и международных отношениях.
После обретения независимости у Грузии не получилось выдвинуть подлинную и компетентную элиту в авангард политического процесса. Устаревшее внутреннее управление все еще доминирует над партиями, которые продолжают вращаться вокруг отдельных харизматичных лидеров. Исследование британского Chatham House для Грузии получилось нелестным. В частности, в документе определяются четыре категории элит, действующих на сегодняшней внутриполитической сцене: «старая гвардия»; те, кто обладает потенциалом и способностью совершенствовать управление и которые становятся «троянскими конями» «старой гвардии»; «возвращенная диаспора» и «внутренние реформаторы».
Your browser doesn’t support HTML5
Последние три, как отмечают специалисты Chatham House, являются источниками потенциального обновления элиты. В частности, социальные бунты, отмечают аналитики, создали политические возможности для участия «внутренних реформаторов» и «возвращенной диаспоры» в политике высокого уровня. При этом корпоративные интересы «старой гвардии», неравный доступ к финансовым ресурсам и ограниченный политический опыт новичков – все это подорвало потенциал для равных политических условий в странах Восточного партнерства в целом и в Грузии в частности. И все эти факторы препятствуют перспективам «внутренних реформаторов» и «возвращенной диаспоры» стать устойчивыми игроками во внутренней политике.
«За последние 15 лет общества Грузии, Молдовы и Украины неоднократно демонстрировали проевропейские устремления и восставали против политических практик советского типа. В результате «Революции роз» в Грузии, украинского Евромайдана и «Революции Твиттера» в Молдове к власти пришли новые проевропейские политические партии. Это поколение политических элит подняло планку ожиданий среди граждан и западных партнеров, что эти страны могут демократизироваться и принять европейские ценности и уровень жизни. Однако недавние опросы общественного мнения показывают, что недоверие к политическому руководству и партиям в этих странах остается высоким. Нынешние элиты используют стратегии и методы, присущие старым режимам», – говорится в документе.
Исследование было рассмотрено на закрытом заседании в Брюсселе. Одна из авторов документа Кристина Герасимова ознакомила европарламентариев, представителей Еврокомиссии и Евросовета, а также экспертов с положением дел в бывших советских республиках, которые наиболее сблизились с ЕС как в политическом, так и экономическом плане. При этом лидеры Восточного партнерства оказались не в лучшей форме. По словам Кристины Герасимовой, у Грузии был шанс вырваться за пределы заколдованного круга «старой гвардии», но попытка оказалась не слишком успешной:
«Когда мы говорим об обновлении элит, в первую очередь приходит на ум эпоха Саакашвили, когда он привел к власти молодых профессионалов из разных слоев общества и разных сфер деятельности и дал возможность работать на благо страны. Это было началом обновления элит. Позже, когда к власти пришла «Грузинская мечта», у общества была надежда, что реформы продолжатся. Но, к сожалению, сегодня мы наблюдаем стагнацию. Конечно, есть такие группы, которые хотят продолжить развитие страны, но им не дают такой возможности. И в итоге налицо недоверие к государственным институтам, правительству в целом, и это, как мне кажется, отразится на результатах будущих парламентских выборов».
Коснулась эксперт Chatham House и вопроса теневого управления. Как отмечает Кристина Герасимова, то, что политическая система Грузии сегодня завязана на одного человека, не может положительно отразиться на будущем страны:
«Что касается олигархического правления, когда мы говорим о Грузии, то имеем в виду Бидзину Иванишвили. С прихода к власти «Грузинской мечты» он был прямо вовлечен в политические процессы, но сейчас он больше теневая фигура. И его последние заявления для экспертов являются причиной беспокойства. У Евросоюза было ожидание, что с точки зрения реформ можно было сделать гораздо больше, особенно в области системы правосудия. Но мы видим, что этот вопрос практически не сдвинулся с места. Когда у одного человека или конкретной группы есть прямые интересы в политике и они стараются защитить эти интересы, это негативно отражается на государственных интересах».
При этом в исследовании подчеркивается: в Грузии сегодня актуальна система, в которой власть распределяется среди членов семьи, близких друзей или деловых партнеров, вместо того чтобы передаваться тем, кто имеет профессиональные навыки и потенциал для достижения успеха. Все это гарантированно порождает коррумпированные схемы на основе легко контролируемой вертикали власти и препятствует рядовым гражданам делать карьеру в правительстве страны.
В руководстве Грузии исследование Chatham House пока не комментируют. В правящей партии сослались на то, что пока не читали документ. Вместе с тем в руководстве страны уверены, что подобные исследования по большей части являются частью грязной игры политических оппонентов. В качестве примера в «Грузинской мечте» приводят последнее исследование NDI, где Михаил Саакашвили входит в тройку наиболее популярных политиков в Грузии, а Бидзина Иванишвили замыкает список.
Такое отображение внутриполитической картины в партии власти считают «сказкой». И, очевидно, отмечают наблюдатели, в эту же категорию у «Грузинской мечты» попадет и отчет Chatham House. Правда, в случае с Королевским институтом просто отмахнуться вряд ли получится. К мнению экспертов Chatham House в Евросоюзе прислушиваются. И это – тревожный звонок для Грузии.