Английский финал без армянского капитана

Генрих Мхитарян

ПРАГА---Лондонский «Арсенал» официально заявил о том, что полузащитник, капитан сборной Армении Генрих Мхитарян не поможет команде в финальном матче Лиги Европы против «Челси», который состоится в Баку 29 июня. О причинах, мотивах и поводах этого решения, о том, как относятся к нему болельщики, и отголоском каких проблем, футбольных и нефутбольных, оно является, за «Некруглым столом» обсуждаем с журналистами Шаином Рзаевым из Баку и Юрием Симоняном из Москвы.

Вадим Дубнов: Шаин, первый вопрос к вам: то, что (Генрих) Мхитарян не приедет в Баку, уже несколько дней не новость, но сейчас это стало уже окончательно понятно – как к этому отнеслись в Баку?

Шаин Рзаев: В Баку к этому отнеслись с большим сожалением. Мы очень хотели, чтобы Генрих приехал, мы его ждали здесь, потому что он дважды имел возможность приехать, и оба раза он не приехал. Но на этот раз был финал, очень важный матч для «Арсенала», мы очень надеялись, что он наконец-то приедет, но он решил не приезжать. Мы отнеслись с уважением – это его личный выбор.

Вадим Дубнов: Как вообще относятся в Баку к Мхитаряну?

Шаин Рзаев: Я не могу сказать, как вообще в Баку…

Your browser doesn’t support HTML5

Некруглый стол

Вадим Дубнов: Я имею в виду болельщиков, прежде всего.

Шаин Рзаев: Очень обидно, что на азербайджанских каналах его фамилию не называют – его называют просто Генрих. Вот это обидно. Почему нельзя назвать фамилию Мхитарян? Понятно, что это армянская фамилия, но его называют Генрих – это неправильно. Я это осуждаю. Хоть он игрок «Арсенала», я не люблю «Арсенал», потому что являюсь болельщиком «Тоттенхэма», но тем не менее я его уважаю, он очень хороший игрок, он блистал за «Дортмунд», «Манчестер Юнайтед».

Вадим Дубнов: Юра, сегодня во многих сегментах армянской прессы, по крайней мере, русскоязычной, я читал выступления и тексты, которые представляют это чуть ли не как очередную пропагандистскую победу Армении в ее полемике с Азербайджаном. Насколько это армяно-азербайджанский вопрос?

Националисты, естественно, будут это преподносить как очередную победу и будут играть в свою игру
Юрий Симонян

Юрий Симонян: Я, честно говоря, футбол не хотел бы никак связывать с политикой, но она, увы, встряла. А то, что пишут… Ну, я не знаю, смотря какая пресса. Националисты, естественно, будут это преподносить как очередную победу и будут трубить в свои дудки, играть в свою игру. Нормальная пресса, я думаю, выражает сожаление все-таки, потому что лучший армянский футболист всех времен пропускает финальный матч, хотя один финал у него есть выигранный в Лиге Европы.

Вадим Дубнов: Лучший армянский футболист всех времен… Я просто здесь немного отступлю от темы, хочу уточнить: но был еще его отец, был Хорен Оганесян, было довольно много великих армянских футболистов. Вы сейчас с полной ответственностью болельщической это говорите?

Юрий Симонян: Но ни отец Генриха Мхитаряна, ни блистательный Хорен Оганесян не играли на таком уровне. Правда, и возможности у них не было играть за «Манчестер Юнайтед» или дортмундскую «Боруссию», но тем не менее формально это так.

Вадим Дубнов: Юра, как вы думаете, все-таки почему он действительно не поехал?

Хоть азербайджанская сторона и дала гарантии, но все-таки какой-то процент провокаций против Мхитаряна существовал
Юрий Симонян

Юрий Симонян: Знаете, здесь все-таки надо понять, откуда исходит само решение, потому что мне попадались сообщения о том, что решать будет не столько Генрих, сколько штаб «Арсенала», и, возможно, решили обойтись без этого игрока, который, будем объективны, находится не в лучшей спортивной форме. Ну и, в случае чего, в конце концов, в случае неудачи, (Унаи) Эмери может постелить соломку себе, сказать, что история с Мхитаряном негативно повлияла на атмосферу в «Арсенале», и вообще, мол, были не в оптимальном составе и т.д. Ну, я не знаю, кто конкретно – он сам принял такое решение не ехать в Баку или все-таки штаб «Арсенала» решил обойтись без него во избежание провокаций. Хоть азербайджанская сторона и дала гарантии, но все-таки какой-то процент существовал того, что какие-то провокации могли быть против Мхитаряна.

Вадим Дубнов: Меня смущает какое-то безумное количество умолчаний, потому что сегодня я читал, что Генрих Мхитарян сам принял решение о том, что он не едет, он сообщил об этом товарищам по команде, которые отнеслись к этому с пониманием. Эта версия у меня вызывает какие-то очень большие сомнения. Шаин, насколько я понимаю, это не та история, что была во времена «Боруссии», когда азербайджанское руководство как бы напоминало о том, что Мхитарян рискует, приезжая в Азербайджан. Сейчас, как мне казалось, его безопасности действительно ничего не угрожало, и его участие было частью той инсталляции, которую готовил Азербайджан на этом финале.

Шаин Рзаев: Давайте уточним: во время игры «Боруссии» там было сообщение, что руководство «Габалы» как-то угрожало Мхитаряну, – это никак не подтвердилось, это, по-моему, фейк, не было такого. Всегда азербайджанская сторона гарантировала полную безопасность всем игрокам. Т.е. отдельно Мхитаряну, да, возможно, не указывалось, но на этот раз было уже указано, что отдельно Мхитаряну, и это УЕФА тоже подтвердило. То, что он не приехал, я думаю, это решение тренерского штаба «Арсенала» – они взвесили все эти «за» и «против», думали, что если там будет Генрих на поле, зрители будут против «Арсенала», а если там будет (Месут) Озил в стартовом составе, может быть, как-то будут пополам симпатии зрителей. Тренерский штаб «Арсенала» решил, что лучше будет с Озилом, чем с Генрихом.

Вадим Дубнов: Но это такой, англо-испанский взгляд на проблему, а на самом деле, в Баку действительно как-то находит проекцию такое предположение, действительно выбор Озила перед Мхитаряном каким-то образом мог повлиять на настроения болельщиков?

Шаин Рзаев: Я думаю, это не настоящие болельщики – это больше националисты, которые очень далеки от футбола. Настоящие болельщики не будут отличать игроков по их паспорту. Лично я никогда не буду интересоваться, какой паспорт у моего игрока.

Вадим Дубнов: Выступили против матча в Баку, по странному совпадению, два тренера, которые имеют отношение к игровой судьбе Мхитаряна, – его нынешний тренер Унаи Эмери и бывший тренер Юрген Клопп, которому в общем-то в Баку ехать и не надо. Тем не менее я хотел бы у вас спросить: это просто совпадение или есть какой-то (займемся конспирологией) английский заговор против Баку, против назначения матча в Баку, о чем говорили и Эмери, и Клопп?

Сейчас лидирующие тренеры и европейские клубы очень хотят поменять что-то в УЕФА и ФИФА, и это правильно
Шаин Рзаев

Шаин Рзаев: Я думаю, это не против Баку, это против УЕФА. Сейчас лидирующие тренеры и лидирующие европейские клубы очень хотят поменять что-то в УЕФА и ФИФА, и это правильно. Просто Баку случайно попал под эту общую тенденцию, тренд. В принципе, я поддерживаю и Клоппа, и Эмери – надо что-то менять в УЕФА и ФИФА.

Вадим Дубнов: Ну, если я правильно понял Клоппа и Эмери, прежде всего, Клоппу, не очень нравится расширение ареала таких топ-матчей на Восточную Европу. Юра, как вы считаете, насколько эта позиция Клоппа оправдана и насколько вообще ведущий тренерский корпус Европы имеет право на такое недовольство?

Юрий Симонян: В данном случае, я думаю, абсолютно неоправданна, потому что было какое-то недовольство, надо было раньше заявлять об этом, требовать того, чтобы финал не проводился, допустим, в Баку. Но когда давно утвержденное решение, и вдруг, пожалуйста, – оказывается, неправильное решение.

Вадим Дубнов: Баку как бы выглядит продолжением тенденции. Если раньше эта тенденция выглядела как Москва-Киев-Тбилиси-Баку, то теперь к этому подключаются и арабские шейхи, и продажа Эль-классико в Соединенные Штаты. Не эта ли тенденция вызывает какой-то глухой ропот среди тренерского корпуса, и Баку попадает под раздачу?

В футбол пришли огромные деньги, и эти деньги работают порой не так, как хотелось бы. Всем не угодишь
Юрий Симонян

Юрий Симонян: Возможно, это и так, но тем не менее, что делать – в футбол пришли огромные деньги, и эти деньги работают порой не так, как хотелось бы, чтобы они работали. Всем не угодишь.

Вадим Дубнов: Просто мне как раз казалось, что то, что произошло с Мхитаряном и с Баку, это часть какой-то той войны, которая уже несколько лет идет в футбольных кабинетах Европы?

Юрий Симонян: Нет, все-таки я думаю, это не такая история. Ну, не прошел бы «Арсенал», допустим, не дошел бы до финала – это запросто могло случиться. Или вообще бы не попал. Он же, по-моему, в Лиге чемпионов начинал? Мог пройти дальше в Лиге чемпионов. Но в теорию заговоров тут я все-таки не верю.

Шаин Рзаев: Во-первых, я хочу добавить, что Клопп не именно против Баку выступал. Он начал с Мадрида, он жаловался на очень дорогие цены и условия в Мадриде, он потом переключился на Баку. И он жаловался на Киев – в прошлом году они играли в Киеве, т.е. Баку – это как третье звено в цепи. Заговора не может быть, потому что, на самом деле, если УЕФА или ФИФА дает чемпионат мира в Катаре, – это общая цепь. Конечно, надо как-то реформировать это все.